26 октября в Иркутске утвердили новые правила благоустройства областного центра, по которым будут бороться с разномастными вывесками, «информационным мусором», засоряющим улицы, фасадами, покрашенными «кусками» в разные цвета и облепленными со всех сторон кондиционерами.
Новые правила благоустройства Иркутска положат конец не только проблемному фасадному «разнобою» в городе, но и оранжевым заборам. Как выяснилось, яркие тротуарные ограждения раздражали многих, но их упорно продолжали красить в «вырвиглазный» цвет.
О том, чем новые правила аукнутся собственникам домов и предпринимателям, зачем нужны паспорта фасадов и на какой город должен быть похож внешне современный Иркутск, мы поговорили с главным архитектором столицы Восточной Сибири Сергеем Александровым. Он, кстати, представитель династии: архитектором работал его отец, по стопам которого пошли трое из пяти детей.
Дом с паспортом
Дарья Галеева, «АиФ в ВС»: Новые правила, по которым теперь будут благоустраивать город, вызвали в Иркутске неожиданный резонанс. Они, в частности, запрещают красить фасады кусками, но таких «полосатых» зданий в городе много. Собственников заставят их перекрашивать?
Сергей Александров: Здания постепенно будут приводить в порядок. Но я вам могу сказать: слава богу, что мы теперь на каждое здание в целом смотрим, а не на какой-то его кусочек.
За ближайший год-два собственникам зданий необходимо подготовить паспорта фасадов. В них будет три раздела: цвет и материал стен, вывески, объекты рекламы и информации (будет указана единая ось, на которой их можно размещать) и дополнительное оборудование: кондиционеры, антенны и так далее. Через 3-4 месяца администрация города начнёт эти паспорта согласовывать. После этого появится требование: сначала подготовь паспорт, а потом уже крась и штукатурь, делай, что захочешь. Только по правилам.
- Были разговоры о том, что у Иркутска появится свой цвет, в который, например, будут окрашивать все вывески. Это правда?
- Нет, ни в коем случае нельзя говорить о едином цвете вывесок. Для отдельных зданий это может быть, для отдельных улиц - теоретически тоже. На Тверской в Москве, к примеру, есть места, где все вывески сделаны в одном цвете, но даже в столице, где отчасти проще принимать подобные нормы, такого «единоцветия» не удастся сделать. Всё-таки, когда есть отличие, разнообразие в цветовых решениях, в этом тоже есть своя прелесть - не нужно делать всё чёрного или красного цвета. Но важно обозначить размеры вывесок, букв и их ориентацию относительно осей зданий.
- Многие иркутяне, впрочем, считают, что свой цвет у города есть - оранжевый. Так много в Иркутске ярких ограждений. К тому же часто они стоят там, где не нужны. К примеру, на улице Волжской эти заборы ограждают некое подобие клумбы, на котором растёт сплошной дикорос. Сейчас это удобно только уличным торговцам, которые вешают на ограждения свои товары.
- Я выяснил, что никто в городской администрации не помнит, откуда появился оранжевый забор. Лично опрашивал бывших главных архитекторов города, согласовывали ли они такой цвет. Получил ответ - нет. Через архитектуру это решение не проходило. Впрочем, в городе есть люди, кому такое цветовое решение нравится: яркие ограждения видно, это удобно водителям.
Мы в ближайшее время будем определяться с другими, менее яркими, цветами, обсуждать их с жителями, общественностью. Считаю, что ограждения не должны брать на себя главенствующую роль при восприятии города. Фасады зданий, памятники, красивые опоры освещения, скамеечки - вот что должно быть акцентом.
По требованиям ограждения делают, если нужно оградить тротуар от загруженной магистрали. Клумбы и газоны от пешеходов ими, как правило, не отгораживают. Хотя, к примеру, посмотрите на опыт парка «Зарядье», где потрясающие растения вытоптали за считанные дни. Не зря там клумбы отгородили столбиками. В целом ограждения должны быть лёгкими и незаметными.
«Деревяшки» - как символ
- Во всём мире (и в наших новых правилах, кстати, тоже) главными в городе считаются пешеходы, а значит, вся инфраструктура должна быть удобной для них. По вашему мнению, Иркутск сейчас для кого?
- Для автомобилей. Но в конце 2015 года в нашем городе провозгласили, что в приоритете - пешеходы и велосипедисты, потом общественный транспорт, а за ним уже личные авто. И инфраструктуру нужно создавать с учётом этого. Визуально с того времени город изменился мало, но появилась, к примеру, схема развития веломаршрутов, предложения в которую вносил союз велотранспорта. Уже есть пилотные дорожки в городе. На островах Юность и Малый Конный некоторые тротуары станут велодорожками, пешеходные дорожки пойдут параллельно между деревьями. Также уже разработали схему развития выделенных полос для общественного транспорта.
В Москве, к примеру, пешеходную часть на Тверской увеличили только за счёт того, что сократили ширину полосы движения, сделали по европейским стандартам - с 3,75 метра до 3,25. Количество полос осталось тем же, но тротуары - шире. То же самое, видимо, будет проходить и в других городах России.
- К слову, о других городах. На какой, по вашему мнению, должен быть похожим Иркутск: по развитию инфраструктуры, какими-то элементами городской среды, общей концепцией?
- Иркутск должен, прежде всего, походить на Иркутск - своими традициями, культурой. Не ко злу будет сказано другим городам, но столица Приангарья, к счастью, сохранила своё наследие. В эпоху «бума», когда строили микрорайоны Университетский, Первомайский, в центре города тоже хотели снести все «деревяшки», как сейчас их называют, и построить типовые пятиэтажные дома. Этого, слава богу, не произошло. Чем мы сейчас и гордимся. Если Иркутск как-то и позиционировать, то только так. Особенно, если мы хотим, чтобы туристы к нам приезжали. А нам показывать, кроме центральной исторической части, по большому счёту и нечего.
Не секрет, что город заказал работу по поиску своего культурного кода, созданию брендбука Иркутска, в итоге появятся элементы (к примеру, изображения нашей деревянной резьбы), которые мы сможем интегрировать в любые объекты городской среды - в праздничное оформление, принты на остановках общественного транспорта, да на те же ограждения.
Мы в этом смысле немного отстаём от мегаполисов: Москвы, Казани, но иногда идти вторым эшелоном даже лучше. К примеру, в столице подготовили стандарты благоустройства улиц и дорог - объёмный документ, 400 страниц, каждой улице зафиксировали, какой ей быть. Сделали единые подходы ко всему - в этом больше хорошего, чем плохого, но есть и «минус»: некоторые исторические улицы стали красивее, но теперь очень похожи друг на друга, хотя раньше отличались. Мы, скорее всего, каждую улицу в исторической части будем преображать отдельно. Стандарты стандартами, но важно не потерять какую-то «изюминку».