Около 1% детей во всём мире появляются на свет с врождёнными пороками сердца. Это -биологическая закономерность, и Иркутская область не является исключением: половина детей, рождающихся какими-либо с дефектами, имеют именно пороки сердца.
Чем раньше - тем лучше
Дефекты межпредсердия и межжелудочковой перегородки - самые частые из врождённых пороков сердца у детей. Звучит страшно, однако врачи называют их простыми.
- Таких случаев большинство, - говорит заведующий отделением детской кардиохирургии Владимир Медведев. - Если операция сделана вовремя и сроки не упущены, ребёнок вырастает абсолютно здоровым и может и спортом заниматься, и в армии служить, и детей рожать. Главное - вовремя заметить, выявить.
- Мы стараемся диагностировать эти заболевания ещё до рождения малыша, - говорит заместитель министра здравоохранения Иркутской области Елена Голенецкая. - Существует программа перинатального скрининга - выявление порока сердца на ранних этапах развития плода методом ультразвуковой диагностики. И уже до рождения малыша мы определяем, где и как он будет получать помощь.
Если же дефект сердца всё-таки не был обнаружен, следующий скрининг - сразу после рождения, затем через месяц во время электрокардиографического обследования. Иногда несущественные дефекты выявляются, когда ребёнку уже исполнился год, два или три.
- С такими дефектами человек живёт, даже не догадываясь о них, - говорит главный детский кардиолог области Людмила Брегель. - Раньше порок сердца случайно выявляли в 18-20 лет. Сейчас такого уже не случается.
Дома - безопаснее
С 2008 года в областном детском кардиохирургическом отделении не исправляют разве уж совсем сложные дефекты. В таком случае ещё беременная мама отправится на лечение или роды в тот центр, где ей смогут оказать нужную помощь. «Транспортировка» в утробе матери безопаснее и дешевле, уверяют медики. Ну а если порок выявлен уже после родов, врачи определят, какая клиника нужна ребёнку, помогут оформить документы. В тяжёлых случаях малыша будут сопровождать реаниматологи. Но сейчас в Иркутске оперируют даже детей весом чуть более полутора килограммов, так что ехать никуда не нужно.
Да и очередь на такие операции за 8 лет, по словам Людмилы Брегель, значительно сократилась. Тем не менее проблемы остаются: например, если ребёнка где-то прооперировали по инициативе родителей, иркутские кардиологи об этом зачастую даже не знают, потому что после малыш не наблюдается ни там, ни здесь. В итоге - осложнения, которых могло не быть при лечении ребёнка в Иркутске.
- При этом летальность операций, выполненных нашими специалистами, составляет всего 5%, - говорит Владимир Медведев. - В большинстве случаев, это новорождённые дети не только с пороком сердца, но и с несколькими сопутствующими патологиями. А вот в группе детей от двух лет у нас уже пятый год нулевая летальность.