О туристических маршрутах для взрослых любителей походов и экскурсий уже сказано немало. А что насчёт путешествий, рассчитанных на детей и молодёжь? В Иркутской области проводят большую работу, чтобы ребята проводили свободное время весело и с пользой для здоровья и ума. Но всё ли удаётся реализовать?
Маршруты от школьников
«В прошлом году 10 школ региона стали участниками всероссийского проекта «Классная страна», – рассказывает руководитель агентства по туризму Иркутской области Евгения Найдёнова. – Школы участвовали в работе по созданию детских образовательных туристических маршрутов. Один из них, «Маршрут Бабра», представили на выставке «Россия» на ВДНХ».
Все детские маршруты опубликованы на сайте «1000 маршрутов России». Там можно найти 20 тематических маршрутов разной направленности: от спортивной до краеведческой. Есть и весьма неочевидные. Например, по историческим местам города Шелехова или сёл Мальта и Сосновка в Усольском районе. Любители походов оценят прогулку к пещерам в Большом Голоустном или к Сухому Озеру.
«Иркутская область активно работает над развитием научно-популярных маршрутов для детей и подростков, – говорит Евгения Найдёнова. – Договорились о сотрудничестве с Региональным фондом стратегического и инновационного развития, что помогло организовать для школьников и студентов экскурсии на базе институтов Сибирского отделения РАН и научно-образовательного центра. Ребята могут познакомиться с профессиями из наукоёмких областей производства».
В походном туризме молодёжи недостаточно просто посмотреть на природу и сделать красивое селфи, уверена руководитель агентства по туризму. Поэтому при организации маршрутов уделяют внимание познавательному аспекту. Им помогают узнать о походном быте, безопасном поведении в лесу и охране окружающей среды. Для этого создаются новые экотропы, на которых размещают таблички с интересными фактами. Такие уже есть в Слюдянском и Братском районах.
«Ещё одно новое направление для школьников и студентов – промышленный туризм, – говорит Евгения Найдёнова. – Есть несколько предприятий, которые готовы принимать юных посетителей и рассказывать им о технологическом процессе. Они посещают сельхозпредприятия, производство сувенирной продукции и даже нефтеперерабатывающие производства. Такие экскурсии помогают детям познакомиться с промышленным потенциалом региона».
По всему региону
Практически в каждом муниципалитете Приангарья имеются и маршруты выходного дня, которые рассчитаны на школьников и семьи с детьми. Также в регионе продолжается разработка многодневного маршрута по нескольким муниципалитетам с упором на исторические, культурные и семейные ценности.
«Также проводили опрос молодёжи, чтобы выяснить, каких объектов не хватает в регионе, – добавляет специалист. – Они отмечают, что в Приангарье не хватает необычных креативных арт-пространств. С руководством одного из таких пространств в Иркутске мы уже начали работать. Думаем над тем, как им перезапустить проект с учётом необходимых доработок».
Глава Министерства по молодёжной политике Иркутской области Маргарита Цыганова рассказала о развитии в регионе сельского туризма. Например, один из производителей сыра в Иркутской области организует на своей ферме экскурсии для школьников.
«Для привлечения внимания к разным городам региона организовали проект «Музей под открытым небом», – говорит руководитель. – Художники создают муралы (настенные картины) в городах и посёлках Иркутской области, тем самым мы популяризируем паблик-арт и демонстрируем идентичность территории. Проект будет продолжаться и дальше».
По словам заместителя министра образования Иркутской области Инны Урбанович, в 315 образовательных учреждениях во всех районах развивают несколько сотен программ туристическо-краеведческой направленности, по которым обучаются более 12 тысяч детей от 5 до 18 лет.
«Ведётся работа по поддержке школьного познавательного туризма, – говорит заместитель министра. – Создан список рекомендуемых маршрутов, на который педагоги опираются при организации внеурочной работы с ребятами. В этом году около 13 тысяч школьников посетили порядка 1 400 экскурсий по различным уголкам нашей области».
Большую работу по популяризации школьного туризма проводят в Усольском районе. Там создали большой сборник туристических маршрутов, в который входят достопримечательности каждого населённого пункта. Аналогичную работу сейчас проводят в Шелеховском районе.
Чего не хватает?
Руководитель Дворца детского и юношеского творчества города Иркутска Антон Кутимский рассказал, какую работу с молодёжью проводят на уровне города. Помимо нескольких десятков познавательных проектов, это турслёты на Байкале, смены в лагере «Эколог», краеведческая эстафета «Мама, папа, я – туристская семья» и другие мероприятия.
«При организации детско-юношеского туризма мы сталкиваемся с рядом проблем, и основная – это нехватка кадров, – говорит эксперт. – Ранее в педучилище можно было отучиться на учителя физкультуры с дополнительной подготовкой в области туризма – сейчас же такого направления подготовки нет. Нет и мест, где можно проводить тренировки. Только коммерческие верёвочные парки. Остро стоит и вопрос финансирования: даже подержанное снаряжение для тренировок обойдётся в 15 тысяч рублей – что уж говорить о новой экипировке!»
Как рассказал член президиума федерации спортивного туризма Иркутской области Олег Орлов, региональный центр развития дополнительного образования детей находится на улице Лесной в Иркутске, и работают там на всю область около 10 человек.
«Также актуальной является проблема развития детского туризма на местах – сейчас этим занимаются исключительно педагоги-энтузиасты, – говорит он. – Можно ввести субсидию из федерального бюджета именно на помощь районным организациям, которые организуют походы для детей и палаточные лагеря. Им необходимо развивать материально-техническую базу. Педагог не может рассказывать о работе с альпинистским снаряжением только «на пальцах». Нужны обвязки, карабины, палатки и многое другое. Также важно разработать программу обучения, чтобы инструкторы из Иркутска могли поработать с педагогами на местах. Не хватает и мест для тренировок. В том же Иркутске на 600 тысяч населения всего два зала, где можно проводить занятия по спортивному туризму. Отсутствие материальной базы всё убивает».
Педагоги, организующие походы для школьников, стараются разрабатывать программу таким образом, чтобы детям было максимально интересно. Например, проводят краеведческие игры, ищут «клады» и изучают флору и фауну. Однако централизованной системы обмена опытом в этой сфере нет – всё зависит исключительно от подхода конкретного учителя.
Председатель Байкальской ассоциации туроператоров Вадим Копылов поделился ещё одной неочевидной проблемой, с которой сталкиваются организаторы детско-юношеского туризма.
«Туроператоры далеко не всегда соглашаются вести детские группы, поскольку это большая ответственность. Педагоги, берущие ребят в поход, осознают всевозможные риски, и в случае возможной нештатной ситуации они рискуют попасть под суд. А если организовывать путешествие с учётом всех ограничений и норм стоимость такого похода может выйти далеко за пределы финансовых возможностей родителей».