А наиболее предпочтительным в этой ситуации для многих становится авиатранспорт.
Этим обстоятельством бессовестно (как мы считаем) пользуются авиаперевозчики, устанавливая на летний период времени просто беспредельные тарифы. Например, сейчас билет от Иркутска до Москвы в компании S7 можно купить только по цене 44 545 рублей - и это в экономклассе! В «Аэрофлоте» предельная экономцена в настоящее время - 30 тысяч, но и таких «дешёвых» билетов уже нет в продаже. Остался только бизнес-класс за 72 тысячи рублей. Не удивительно, что основная масса иркутян, собравшихся провести отпуск в центральных районах страны, приходят в ужас от таких цифр. Ведь чтобы осилить перелёт в оба конца среднестатистической семье из четырёх человек при среднемесячном заработке в регионе чуть более 19 тысяч рублей, нужно только на дорогу копить полтора года, откладывая при этом всю зарплату.
Все в шоке
Дороговизна авиабилетов от Иркутска до Москвы шокирует не только простых граждан. Удивляет она даже людей высокопоставленных: сам глава Минтранса Игорь Левитин, возвращаясь из столицы Восточной Сибири в столицу государства российского, поразился цене перелёта в экономклассе.
Возмущение иркутян разделяет и глава региона Дмитрий Мезенцев.
Особенно обидно жителям Иркутской области платить бешеные деньги за билеты на самолёт на фоне льготирования полётов из Владивостока. Хотя и здесь не всё так лучезарно, как представляется со стороны: правила льготных перевозок пассажиров между Дальним Востоком и европейской частью страны (с 15 мая по 15 сентября) тоже распространяются далеко не на всех желающих в летнее время попасть в центральные районы страны. Льготу могут получить только граждане в возрасте до 23 лет включительно и те, кому за 60, да и количество билетов по сниженной цене весьма ограниченно (40 и 60 мест - в зависимости от типа самолёта). И всё же это лучше, чем вообще ничего, считают жители нашего региона. Особенно если учесть, что перелёт из Приморья до Москвы стоит те же 45 тысяч в экономклассе, хотя и находится Владивосток более чем на 4 тысячи километров дальше от столицы, чем Иркутск.
Как пояснили в областном правительстве, история вопроса о включении Иркутской области в программу льготных перевозок насчитывает уже два года - ровно столько, сколько она действует, но, увы. Федеральные власти стремление регионального руководства облегчить жизнь своего народа не поддерживают.
Иван кивает на Петра
В региональных представительствах ведущих авиаперевозчиков, куда «АиФ» обратилась с просьбой разъяснить механизм ценообразования, сослались на головные предприятия в Москве, которые устанавливают тарифы. А там в свою очередь кивают на регионы. Так, глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько в качестве одного из факторов, негативно влияющих на стоимость авиабилетов, назвал местные налоги: «Вводятся реконструированные объекты авиатранспортной инфраструктуры. Сейчас законодательство устроено таким образом, что стоимость нового аэродрома не вычитается при установлении налогов, и приходится платить местные налоги такие, что цена билета, увеличивается не на одну тысячу рублей». Если к этому прибавить стоимость техобслуживания самолетов, запчастей, предполётную подготовку, цены получаются просто улётные.
В авиакомпаниях пассажирам настоятельно рекомендуют приобретать билеты заранее, когда есть выбор самых разных тарифов. При этом утверждают, что сделать это можно чуть ли не за год до предполагаемого полёта. Мы последовали совету, однако на практике такая предварительная покупка билета по минимальному тарифу эконом-класса не увенчалась успехом ни через кассу, ни через Интернет. Интересно также и то, что количество билетов дешёвого тарифа на рейс неизвестно никому, так как эти сведения являются коммерческой тайной даже для сотрудников авиакомпании. Судя по всему, в летний период их несоизмеримо меньше, чем дорогих.
Кстати:
В разгар сезона самый дорогой авиабилет экономкласса из Красноярска до Москвы стоит 26 тысяч рублей. Бизнес-класс - 36 тыс. руб.
Билет на поезд из Иркутска до Красноярска можно приобрести от 1264 руб. (плацкарт) до 7984 руб. (купе фирменного поезда «Байкал»). В среднем до столицы соседнего региона по железной дороге можно добраться за 4600 руб. В сумме ж/д билет плюс авиабилет - получается дешевле, чем перелёт из Иркутска до Москвы. Правда, времени уйдёт больше…