Об истории праздника и его традициях читателям «АиФ-Забайкалье» рассказывает Дулмажаб ЖАМСОЕВА, первый заместитель министра культуры Забайкальского края.
Сметана, молоко или творог?
«АиФ-Забайкалье»: - Почему «Сагаалган» называют праздником «белого месяца»?
Дулмажаб Жамсоева: - У всех народов Новый год празднуется либо в конце осени, когда природа как бы засыпает, либо с началом весны, когда она просыпается. Издавна буряты и кочевники центральной Азии отмечали его осенью, когда было много молока, сметаны, творога. Но позже приход Нового года стали отмечать в конце зимы. Традиция ставить на стол пищу белого цвета осталась. К тому же свои каноны внёс и буддизм, поэтому праздник получился многогранным. Вообще, «Сагаалган» предвещает приход весны и солнца. Природа оживает, обновляется.
А значит, и люди должны становиться чище, светлее. В их умах и сердцах должны царить добрые помыслы, милосердие. Люди прощают друг друга и обращаются с благодарностями к матушке-природе. Белый месяц - светлый, чистый месяц веры, надежды и любви.
«АиФ-Забайкалье»: - Дулмажаб Дашициреновна, известно, что впервые в истории последних десятилетий праздник «Сагаалган» был организован и проведён в Чите в 1989 году. Почему до этой даты его не отмечали?
Д.Ж.: - В то время праздник «белого месяца» пережил второе рождение. В 20-30-е годы, под статусом религиозного, его запретили в Советском союзе. Хотя он традиционно считался древнейшим у бурят. Таким же, как масленица у славян. И вот в 90-е годы, в период «оттепели», стали возрождаться забытые традиции и обычаи нашей культуры. Это было время, когда люди хотели знать родной язык, знать, откуда их корни, помнить традиции предков.
«АиФ-Забайкалье»: - Вы - один из организаторов возрождения бурятской культуры в Забайкалье…
Д.Ж.: - Будучи в 1989-м преподавателем режиссуры и актёрского мастерства в Читинском училище культуры мне выпала честь стать первым режиссёром и сценаристом праздника «Сагаалган» в Чите. Организовывали мы его совместно с активистами Бурятской ассоциации, председательствовала в которой замечательная женщина Норзогма Жугдурова. Также нам помогали врачи, учителя, студенты и их семьи. Причём кроме бурят там были и татары, и русские. Праздник вновь обрёл статус государственного.
Каждый год мы искали новые формы проведения мероприятия. Первый раз «Сагаалган» проводили в Доме культуры железнодорожников Читы. Позже на площадях, в краевом театре драмы, в краевой филармонии. Приглашали артистов как из самодеятельности, так и профессиональных именитых артистов - представителей оперы, балета, эстрадной песни. Этот праздник стал стимулом для развития народного творчества среди бурят. В праздничную культуру Забайкалья «Сагаалган» внёс новые краски, мелодии, ритмы. Это яркий пример диалога культур, развития принципов толерантности. И это видно на деле, а не на словах. Сегодня во всех учреждениях культуры края, в районах проводится праздник «Сагаалган», как символ дружбы и добрососедства. Замечательно, что последние пять лет, мероприятия, приуроченные к началу «белого месяца», проводят и в вузах Читы. Студенты разных национальностей участвуют в конкурсах, проводят концерты.
Ритуальный костёр «Дугжууба» очищает?
«АиФ-Забайкалье»: - «Сагаалган» - это не только праздничные мероприятия, которые проходят в населённых пунктах края. Прежде всего, это праздник со своими традициями и обычаями. Расскажите о них.
Д.Ж.: - В этом году «Сагаалган» мы встречаем 22 февраля. Дата прихода чёрного водяного дракона определена по восточному лунному календарю. В предпоследний день до наступления Нового года буряты проходят обряд ритуального очищения, когда на территории дацанов разжигается костёр «Дугжууба».
Люди приходят и сжигают на нём всё отрицательное (свои поступки и помыслы, болезни), что накопилось в прошлом году. Эта традиция напоминает масленичный костёр славян.
В последний день перед наступлением «Сагаалгана» в дацанах начинается молебен «Лхамо». Он проходит с десяти вечера и до 5 утра. Новый год наступает с рассветом.
Существует поверье, что в последнюю ночь в году богиня Лхамо объезжает Вселенную и заглядывает в окна домов. Если на столе в доме не стоит сметана или творог и не горит свет, богиня решает, что все здесь умерли, и улетает, не благословляя дом. Поэтому в нашей семье на ночь обязательно ставят на стол в кухне «белую пищу» и оставляют свет включенным. Считается, что тем самым мы обеспечиваем себе благополучие в новом году.
«АиФ-Забайкалье»: - А у вас большая семья?
Д.Ж.: - Я старшая сестра из 9-ти детей. У меня 6 братьев, 2 сестры. Есть 2 зятя, 6 невесток, много племянников. Так как сейчас родителей нет, я считаюсь главой своего рода и поэтому ответственна за 70 душ нашего семейства. В канун «белого месяца» принято сходить в дацан и написать молебен за здравие всех в своём роду. Представьте, сколько мне пришлось написать (улыбается). Сагаалган - это праздник семейный. У него есть воспитательный эффект. В первый день белого месяца, рано утром, мы должны поздравлять своих старших, дарить подарки. Мы ходим в гости, но лучше приглашать людей к себе, выставляя на стол самые вкусные блюда традиционной кухни. Человек, пришедший в гости, входит в дом со словами благопожелания.
Кланяйся обидчику!
«АиФ-Забайкалье»: - Изучение и продвижение культуры бурят помогает вам в вашей работе?
Д.Ж.: - Конечно! Знание наших традиций помогает мне в моем творчестве, рождении сценариев и замыслов спектаклей, например, этноэкоспектакль «Забайкалье - сокровищница веков». Я делюсь сокровенными знаниями своих предков с разными людьми. Когда сочиняю сценарий, будь это татаро-башкирский праздник «Сабантуй», казачья, семейская тематика или рождественские, масляничные праздники, я погружаюсь в бездонный родник легенд и мифов, историй и событий разных народов, и нахожу общие корни духовных ценностей с «Сагаалганом». И это для меня большая радость. Праздник напрямую связан с философией жизни, которая учит беречь друг друга, правильно выстраивать взаимоотношения с людьми и уважать старших, быть милостивым и добрым. Я вспоминаю слова своей мамы и поражаюсь, как же она была права! Она говорила: «Нельзя молиться только за себя. Сначала нужно помолиться за солнце, луну, деревню, где ты живёшь, родителей, друзей, соседей и только потом, в самом конце, о себе». Эта мысль помогает понять, что человек лишь небольшое ядро, вокруг которого целый мир. А ещё мама говорила, что в Новый год нужно пойти и поклониться тому, на кого ты обижен. Потому что мирное сосуществование важнее всего. Эти и многие другие величайшие мудрости я применяю в своей жизни и работе с людьми.
«АиФ-Забайкалье»: - Кстати, у славянских народов в Новый год людей поздравляет Дед Мороз. А у бурят, знаю, существует Белый старец…
Д.Ж.: - Белый старец по буддийскому пантеону - это главный церемониймейстер праздника «Сагаалган». Этот персонаж мы всегда включаем в сценарии мероприятий. Считается, что он защищает всех существ на земле. Он с посохом. Он хозяин всего животного мира и природы. Есть поверье, что молебен в его честь помогает удлинить жизнь человеку.
Согласитесь, всё это очень интересно. Я отношу себя к поколению абсолютно счастливому. Если нашим дедам и прадедам приходилось прятать традиции, скрываться, то сегодня я, их внучка, через свою работу возрождаю всё это и дарю всем желающим. Заветы предков нельзя забывать - это многовековая мудрость. А в наши дни появилась прекрасная возможность её постигать и применять в повседневной жизни.
Досье:
Дулмажаб Жамсоева родилась в 1951 году в Агинском Бурятском автономном округе. Окончила Московский государственный институт культуры, театрально-режиссерское отделение. В 1979-2000 гг. - преподаватель Читинского областного училища культуры. Сценарист, режиссер-постановщик массовых праздников и спектаклей.
Заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии правительства РФ в области культуры и искусства.