Непогашенные счета за жилищно-коммунальные услуги – одна из горячих тем осени, когда собственники жилья после длительного отпуска окунаются в повседневные заботы, в том числе и по оплате квитанций от управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. Тогда-то многие из них и обнаруживают крупные счета, превратившиеся в проблему.
3 млрд – за свет и тепло
По словам заместителя директора ООО «Иркутская энергосбытовая компания» Андрея Харитонова, средняя иркутская семья из трёх человек, проживающая в стандартной двухкомнатной квартире площадью 50 «квадратов», ежемесячно получает жилищно-коммунальные услуги на 5 тысяч 624 рубля из расчёта по нормативам. Казалось бы, небольшие расходы, если работают два человека. Однако стоит только пропустить ежемесячный платёж, как эта безобидная сумма превращается в непреодолимое препятствие.
«Сегодня задолженность населения перед нашей компанией за использованные энергоресурсы составляет около 1 млрд рублей при почти миллионе потребителей, – уточняет Андрей Юрьевич. – Эта сумма задолженности в течение года меняется. Например, сейчас поднимутся показатели у Ангарска, Иркутска, Усолья-Сибирского, где отопление оплачивается по факту, а значит, ближе к холодам счета за отопление будут расти, достигнув зимой пика».
У самых злостных должников к текущей задолженности «прирастают» ещё и пени, которые со временем также меняются с 1/300 ставки рефинансирования до 1/130, превращая неплатежи перед ресурсниками почти в коммерческий кредит.
Легко остаться без машины
К самым злостным неплательщикам энергетики вправе применить отключение электричества. Этот способ воздействия, как правило, наиболее эффективный. По словам Харитонова, ежегодно компания отключает 98 тысяч должников. Правда, если учесть, что многие домовладения в Приангарье отапливаются электрообогревателями, то ближе к холодам существенная часть долгов гасится.
«Ежемесячно сотрудники Иркутской энергосбытовой компании подготавливают 10-12 тысяч судебных приказов. Какую-то часть долга люди оплачивают сразу, а какую-то – только при участии судебных приставов, – рассказал Андрей Харитонов. – Кстати, по совместному с региональным Управлением федеральной службы судебных приставов проекту мы закупили партию «дорожных приставов», которые используются на магистралях и автостоянках для выявления должников – автолюбителей. В этом случае машину у должника тут же изымают. Вернуть её можно, только если погасить все долги.
Кроме этого, каждый должник должен помнить, что из-за неоплаченных счетов по квартплате, может испортиться и его кредитная история, что грозит в будущем отказом в выдаче займов или повышением его стоимости. К тому же, сейчас многие работодатели, прежде чем принять на работу нового сотрудника, проверяют его дисциплинированность как плательщика, запрашивая информацию у тех же судебных приставов.
Комментарий
Начальник отдела организации исполнительного производства УФССП России по Иркутской области Олеся Жукова:
«Среднестатистический портрет должника, имеющего задолженность по жилищно-коммунальным услугам: средний возраст 43 года, чаще женщина, чем мужчина (59% и 41% соответственно), максимальная сумма задолженности – от 500 тысяч рублей до 1 миллиона.
В отношении каждого девятого должника по ЖКУ вынесено постановление о временном ограничении в праве выезда за пределы РФ, из заработной платы каждого третьего производится удержание, в отношении каждого второго накладывается арест на денежные средства.
Кроме этого судебные приставы арестовывают имущество должников, привлекают их к административной ответственности. При необходимости – направляют в подразделения службы занятости населения для постановки на учёт в качестве безработного и дальнейшего поиска работы, делают объявление в розыск должников и их имущества.
Управлением совместно с представителями ЖКХ разработан макет наклейки «Здесь живёт злостный неплательщик за услуги ЖКХ», которая размещается на двери должников, имеющих задолженность по жилищно-коммунальным услугам».
Мнение
Начальник отдела статистики цен, торговли и услуг территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области Светлана Куценко:
«Жилищно-коммунальные услуги – самые востребованные, но, в отличие от других видов сервиса, не всегда вовремя оплаченные. Долги населения – главная причина дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, которая почти вдвое превышает сумму их кредиторской задолженности. Неплатежи в одном звене порождают проблемы по всей цепочке. При своевременных расчётах потребителей за жилищно-коммунальные удобства, предприятия ЖКХ легко могли бы погасить долги перед поставщиками ресурсов».