Психолог Любовь Гибадуллина создала в Иркутске театр поэзии. В своё время она возвращала к жизни вернувшихся из Афганистана солдат, потом стала руководить первым в области центром психологии и бизнеса. Интересная работа, блестящая карьера - и вдруг она бросает всё это. Кто-то, глядя на неё, крутил у виска, кто-то пожимал плечами, а она сидела дома и писала, не зная, что уже скоро назовёт своё решение театром поэзии и музыки «Астроза».
Пинок для перевода
Андрей Москов, «АиФ-Иркутск»: - Любовь Вениаминовна, как получилось, что вы бросили карьеру психолога и занялись далеко не денежным ремеслом поэта?
- Я все пытаюсь доказать, что поэт в России может жить достойно, но, честно говоря, у меня это плохо получается в плане материальном, зато душа довольна. Не знаю, как так получилось: я же была успешным преподавателем, ведущим в вузе, купалась в любви своих студентов и сама их любила, руководила психологическим Центром успеха и бизнеса. А потом случилось ЭТО - ко мне потоком пришли стихи.
- Открылся портал?
- Не знаю, но… После одного из концертов на Байкале меня на берегу догнала женщина и попросила: «Напишите такое стихотворение, чтобы у людей мороз шёл по коже, чтобы двести раз думали, прежде чем просто бросить здесь мусор!» Я написала стихотворение прямо там на берегу. Очень многие люди потом говорили мне: «Это через вас с нами говорит сам Байкал». Так что, может быть, действительно - портал.
Теперь жду, что будет следующим, ведь Вселенная не любит, когда ты ходишь по одному кругу, и часто даёт пинка для перехода на новый виток. У меня есть пара строк по этому поводу: «Как больно бьёт, как сильно ранит ток при переходе на другой виток».
- Вы называетесь театром поэзии и музыки. А кто в нём актёры и где он находится?
- Все актёры где-то работают или учатся, я приглашаю их под конкретный проект, но состав уже постоянный - театру ведь одиннадцать лет. А когда меня спрашивают, где мы находимся, отвечаю - мы виртуальный театр. Сначала я ещё выбивала под него место. А однажды знакомая из городского отдела культуры мне сказала: «Зачем тебе помещение?! Это же налоги, инспектора и всё такое! Проще арендовать». И я пошла по этому пути. Не буду скрывать, что иногда мы у меня дома репетируем. А иногда ищем помещения, исходя из идеи программы, и репетируем там. Например, договаривались со Спасской церковью для программы «Научи меня, Боже, Любить!»: первое отделение проходило на первом этаже, а потом мы «поднимали» зрителей под купол, где шла уже более духовная программа. Думала, что сделаем её один раз, а «пришлось» - четыре! Конечно - немного по меркам обычных театров, но это колоссальный душевный труд! И когда после стихотворения зал хором говорит тебе: «Аминь!», - это дорогого стоит!
- Вы про обратную связь со зрителем?
- Наша иркутская певица Галина Чхартишвили как-то сказала, мне: «Ты должна на сцене светить чуть больше, чем каждый из сидящих в зале, знать чуть больше каждого из них и давать им это знание крошечками». В прошлом году у меня было выступление в Аршане. На улице зима, зрители в тулупах, валенках, а я - в платье, песни, стихи... Пока певица пела, мне на плечи кто-то шаль накидывал. Тёплый получился концерт… (Смеется.) Когда он закончился, меня долго не отпускали, просили что-нибудь ещё прочесть. А потом ко мне подошёл мужчина. «Интересный концерт, - говорит. - Но знаний маловато!» Спрашиваю: «Каких знаний?» Он: «Духовных». Меня это «закусило»! Пригласила их с женой вечером к себе в номер. Они пришли, пирожки-грибочки принесли. Я поставила чай, открыла ноутбук и начала им читать. Но уже другие стихи, те, в которых сама ещё не разобралась. И знаете… Я успокоилась! И мои гости успокоились. Чувствую, что мне только-только стало открываться какое-то знание. Кто-то посмеётся, но… Взять те же мои «лечебные стихи». По форме это разговор со своими внутренними органами, а по сути… Вот, всё вокруг пропитано ритмами: стая птиц в такт машет крыльями, табун лошадей скачет в унисон, сердца бьются не переставая. И только человек взрывает рудники, воюет, живёт в диссонансе с природой и… болеет. И я стала писать «лечебные стихи», а когда уже устала их начитывать знакомым по телефону по их просьбам - выпустила книжку. Издать её мне помогла главный онколог области Виктория Дворниченко. Я не знаю механизм действия этих стихов. Наверное, здесь тот же принцип, что и у знаменитых «сытинских наговоров», когда человек произносит формулы позитивного самоутверждения и это работает, потому что мы ведь самонастраивающиеся структуры - говорю это, как психолог. А когда всё это ещё и в стихах, на ритмах - тут вообще какое-то таинство происходит!
Нужно видеть глаза
- Вы сказали, что вам помогли выпустить книгу. Издатели на стихи не кидаются?
- Это было бы идеально! Но у меня за восемь лет накопилось столько неизданного. И продажу своих книг тоже приходится самой контролировать - концерты-то копейки приносят. Помню, как однажды звоню подруге, жалуюсь, что в кармане пусто, а она предложила съездить в один из иркутских санаториев. Подруга (тогда она в пенсионном фонде работала) после концерта дала зрителям консультацию по вопросам пенсий, а у меня много книг купили.
- Однако та же молодая московская поэтесса Вера Полозкова, кажется, довольно успешно зарабатывает именно концертами. Может, дело в популяризации через Интернет?
- Недавно сын «чистил» по этому поводу: мол, мама, ты бы лучше пока всё бросила и овладела современными технологиями. Поэтому, Интернет - это, конечно, да, но коммерческий успех в большей степени зависит от менеджера, продюсера, человека, который в системе видит и решает все задачи - от аренды и звука до продажи книг и проветривания помещения. Мне не повезло - я такого человека не встретила, и сама им не являюсь. Поэтому я преклоняюсь перед Верой Полозковой - она молодец в плане менеджмента и умница с необыкновенной эрудицией. Честно говоря, я немного устала сама держать под контролем все организационные моменты, при этом стоять прямая, красивая, вытаскивать из памяти стихи и делиться ими с залом.
- Из памяти? А почему нельзя читать с листа?
- Все концерты читаю наизусть - это моё уважение к зрителю. А ещё - мне нужно видеть глаза людей.
- Неужели в наше время эсэмэсок кому-то ещё бывают нужны стихи?
- Бывают нужны. У меня девять толстых папок с отзывами, начиная от «Почему Вас не показывают на центральном телевидении?» с подписью «Слюдянские машинисты» и заканчивая «Поняла, что все эти годы не так относилась к своему мужу и детям».