Комментарий | |
---|---|
Анатолий СТРЕЛЬЦОВ, директор Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова: Театр - это не музей, и театральное искусство ни в коем случае не должно быть статичным. Да, это не совсем демократичное искусство, и оно всегда будет требовать от зрителя большого багажа знаний, всегда будет оставаться элитарным по своей сути. Тем не менее, театру должна быть присуща динамика. С сегодняшним зрителем можно говорить и современным, понятным ему языком, и нынешний Гамлет вполне может обходиться без перьев и плаща, поднимая современные вопросы. Я понимаю, что у этой точки зрения могут быть противники. Однако глубоко убеждён, что можно сохранить суть театра, «кафедры, с которой можно рассказать миру много добра», даже придав ему современное звучание. |
Самым гибким в этом отношении оказался, как ни странно, старейший из иркутских театров - Охлопковский. Как отметил его директор Анатолий СТРЕЛЬЦОВ, если в Москве для разного зрителя есть разные театры, то в Иркутске удалось создать своего рода «политеатр» - на базе одного открыть несколько сцен, рассчитанных на разную публику. Итак, подробнее об альтернативных сценах, интерактивном общении со зрителем и прочих театральных нововведениях.
«С ОСОБЫМ СМЫСЛОМ»
Уже два года иркутские зрители могут побывать на спектаклях «с особым философским смыслом». В подвальном помещении открылась альтернативная, или «Другая» сцена, рассчитанная на 50-60 мест, в зависимости от замысла режиссёра.
Здешний репертуар далёк от академического. Как описал задачи нового пространства художественный руководитель Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Геннадий ШАПОШНИКОВ, эта сцена - «своего рода лаборатория. Мы будем пытаться не играть здесь, а мыслить… Театр должен быть живым, и здесь должна быть другая, иная драматургия, современная, которую невозможно поместить на основную или камерную сцены».
«Щукинцы» и учебная сцена
Обучение театральному мастерству - такой опыт уже два года (с осени 2010-го) реализуется в Иркутске. Иркутский академический совместно со столичным Театральным институтом имени Б. Щукина готовит будущих актёров. Интересно, что педагоги и ученики общаются не только во время выездов тех и других, но и посредством сети Интернет. Проект сегодня уникален в рамках страны, особенно учитывая расстояния.
У иркутских зрителей есть возможность наблюдать, как развиваются будущие актёры. С марта этого года студенты-щукинцы ставят свои учебные спектакли на «Четвёртой» сцене, оборудованной из репетиционного зала. Самый настоящий зрительный зал рассчитан на пятьдесят мест. Плата за билет - чисто символическая (в пределах полусотни рублей).
Спектакль «Игрок». Фото: предоставлено Иркутским драматическим театром им. Н.П. Охлопкова |
СПЕШИМ… НА БАЛ!
Театральные балы - ещё одно начинание, известное зрителям на протяжении нескольких лет. Совместный проект молодёжного театрального движения и студии старинного танца Antiquо More оказался популярен как среди школьников и студентов, так и среди публики 25-30-летнего возраста.
Театральное движение молодых существует в Иркутске уже семь лет. Другие его детища - фестиваль любительских театров «Алые паруса», благотворительные спектакли для тяжелобольных детей и воспитанников детских домов.
Спектакль «Темный лёд». Фото: предоставлено Иркутским драматическим театром им. Н.П. Охлопкова |
ЭКСКУРСИИ И «СЧАСТЛИВЫЕ БИЛЕТЫ»
Современный театр становится более открытым и интерактивным. С недавнего времени в иркутском драмтеатре, например, можно побывать на экскурсии за кулисами. Зрителям предлагают познакомиться со старинным зданием и посмотреть, как работают цеха театра, изготавливаются декорации, шьются костюмы, побывать в «святая святых» - грим-уборной. Поток желающих бывает таким большим, что одновременно знакомиться с закулисьем приходят по две-три группы посетителей.
В преддверии премьер зрители могут принять участие в розыгрыше билетов. Причём одни из таких конкурсов рассчитаны на хорошие знания (перед премьерой «Игрока» Достоевского желающим предлагали заполнить целую таблицу, посвящённую как самому произведению, так и жизни писателя в период работы над ним). Другие же предполагают везение: например, перед премьерой спектакля «Женитьба» бесплатно побывать на премьере могли девушки по имени Агафья (на фото).
Многие помнят «театральный» трамвай, который ходил по улицам Иркутска. В салоне раздавали «театральную» карамель, а предъявив фотографию на фоне необычного транспортного средства, можно было получить билет на спектакль.
Смотрите также:
- Анатолий Стрельцов: «Театр - главное, что нужно для духовного воспитания нации» →
- Пьеса Островского и «опера» Брехта появятся в репертуаре теарта драмы →
- Бурятский театр оперы и балета удивил иркутян →