Сибиряки собственным примером показывают, что снять игровое кино, которое многие зрители назовут серьёзным, можно и с небольшим бюджетом - было бы желание и сплочённая команда. Так, 5 мая в Иркутске при поддержке местного отделения Молодежного центра Союза кинематографистов России прошёл очередной показ короткометражной ленты «Ночёвка», которую иркутяне создали, что называется «под ключ»: сами написали сценарий, нашли актёров, сняли, смонтировали. Даже музыку написали оригинальную - специально для фильма.
Несмотря на то что этот опыт съёмок художественного фильма для съёмочной группы первый и большинство из создателей картины не профессиональные киношники, ленту уже оценили не только обычные зрители, но и профессионалы: в конце 2016 года фильм взял приз за лучший дебют на международном кинофестивале REC в Улан-Удэ.
Беседа двух одиночек
По сюжету картины двое случайных знакомых, волею судьбы вынужденные коротать ночь в старом деревенском доме, ждут утра за накрытым простецкой едой столом и беседами - рассказывают друг другу байки-небылицы. И чем дальше - тем их истории становятся необычнее, заставляя зрителя то верить, то не верить героям. Финал же картины и вовсе меняет реальный и нереальный мир местами, а один из героев вынужден делать тяжёлый выбор.
«Когда на живых показах из зала звучит вопрос «О чём ваш фильм?», обычно в ответ улетает: «Смысл тут каждый видит свой». Что ж, это и хорошо, и плохо одновременно. Что касается целевой аудитории, так как всё построено на диалогах, наше кино - для зрителя читающего», - комментирует автор сценария Геннадий Кузнецов.
Когда смотришь фильм, сначала не веришь, что «Ночёвка» - дебют для большинства членов киногруппы. Большую часть времени в кадре - два актёра, которые так же оказались перед камерами впервые. Авторы картины специально не стали предлагать съёмки в фильме профессионалам, им было интересно поработать с новичками, поэтому весной прошлого года они объявили кастинг. К их удивлению, попробовать себя на роль пришло очень много иркутян, среди них был Станислав Фивейский, которого создатели будущей «Ночёвки» заприметили сразу. Сам он рассказывает, что попал на пробы случайно - пошёл с подругой за компанию, даже не думая, что станет актёром. Уже после съёмок он поделился, что самым сложным для него было отыграть отрывок именно на кастинге, а вот «вжиться» в роль - легче, хотя сам Станислав не очень похож по характеру на своего героя.
«Я уже заранее создал в голове свой образ этого персонажа и уже знал, что он будет делать, как поступит, какие эмоции будет передвать. Это было очень интересно для меня - сыграть человека с совершенно иным взглядом на мир, - говорит Станислав. - Когда смотрел фильм на экране, даже не замечал, что я там играю, для меня это будто какой-то другой человек, и я смотрю на него просто как зритель, вовлекаясь в сюжет».
Второго актера Александра Карташова съемочная группа так же нашла на кастинге:
«Александрсразу показал себя как увлеченный кино человек, - рассказывает Оксана Цепилова. – Он взял на себя очень много организационных моментов, помог найти наш главный «спецэффект» - настоящую коровю ногу с копытом. Его сыновья снялись в одной из самых пронзительных сцен фильма. И на площадку он всегда приходил не только со знанием текста, но и с пониманием своего героя, который надо сказать, получился очень объемным в его исполнении».
«Чуть не оказались в полиции»
С актером Станиславом Фивейским съёмочной группе повезло вдвойне: он оказался не только способным актёром, но и вокалистом иркутской рок-группы «The OtherSight», которая в итоге написала к фильму саундтрек.
«К некоторым моментам картины мы специально писали музыку с эффектом слегка расстроенной гитары, чтобы придать немного мрачности, к примеру, воспоминаниям героя, которые мы видим в чёрно-белом свете», - рассказывает актёр-музыкант.
Для того чтобы создать особую камерную атмосферу, оператор-постановщик Роман Сизых снимал с рук, не используя штатив. Этот же прием помог создать в статичном кадре, где главный герой диалог, - движение.
«Нам нужна была «шевелёнка» в кадре, чтобы у зрителя возникало ощущение, что он будто подглядывает за беседой героев - этакий эффект присутствия, - говорит Роман. - В качестве основного источника света решил оставить только старый торшер (когда я его впервые увидел, сразу подумал: «Он нам подходит!»), чтобы своим светом он «выделял» главных героев, «отрезая» их от всего лишнего».
Рассказывая о съёмках, авторы «Ночёвки» говорят, что и без курьёзов не обошлось. К примеру, их… чуть не забрали в полицию.
«В картине мы использовали необычный реквизит - деревянный крест, - рассказывает Оксана Цепилова. - Именно из-за него чуть не оказались в полиции. Вневедомственная охрана железной дороги получила сигнал от машинистов, сообщавших, что в районе станции Глубокая замечены странные люди, гуляющие с крестом. Спустя несколько часов охранники обнаружили нашего оператора Романа, который снимал ночную железную дорогу и на вопрос «Ты не видел тут чудаков с крестом?», честно ответил: «Видел, это мы». К счастью, нам удалось убедить правоохранителей не забирать нас в участок. А в благодарность мы позвали их на премьерный показ фильма».
Эта история лишний раз показывает, что сибиряки всегда рады помочь киношникам. К примеру, когда съемочная группа искала старый дом для съёмок, им пришлось обойти всю деревню и, поговорив с хозяином избушки, которая показалась подходящей, в ответ сразу прозвучало: «Кино? Конечно, снимайте!»
«Идеи, связанные с производством фильмов, имеют позитивный отклик у большинства: 9 из 10 совершенно незнакомых вам людей будут посильно помогать, если скажете им, что снимаете кино. Я призываю не верить тому, что для этого вида искусства нужны дорогостоящая техника и профессиональные актёры. Главное - идеи, достойные внимания зрителей», - резюмирует Геннадий Кузнецов.
Комментарий
Юрий Яшников - режиссер, продюсер, сценарист, руководитель Молодежного центра Иркутского областного отделения Союза кинематографистов России.
Иркутск ещё с начала прошлого века был сибирской столицей документального кино. И в наши дни эта тенденция сохраняется, документальных картин у нас и сегодня снимают намного больше, чем игровых. Последним полнометражным игровым фильмом стал наш «Похабовск», а было это уже четыре года назад. С тех пор за большие проекты никто больше не брался. Но при этом, все больше появляется молодых режиссеров, которые снимают игровые короткометражки. Среди них Оксана Цепилова, Алексей Баратов, Никита Добрынин. И эта тенденция не может не радовать! Ведь путь к полному метру начинается с короткого».