Примерное время чтения: 9 минут
701

Соседи на экране. Дни Бурятского кино впервые прошли в Приангарье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. «АиФ в Восточной Сибири» 15/03/2017 Сюжет Бурятия: культура, события, люди
Кадр из фильма «Нюуса» Булата Базарова и Даба Дабаева.
Кадр из фильма «Нюуса» Булата Базарова и Даба Дабаева. Из личного архива

Бурятский язык, национальные характеры, дух буддизма и голоса ветра – все это можно было услышать, увидеть и почувствовать во время Дней бурятского кино, которые впервые прошли в Приангарье.

За три дня зрители Иркутска Ангарска и Усть-Орды увидели девять лент бурятских кинорежиссеров, рассказывающих о красоте Бурятии и проблемах, которые угрожают национальной культуре. В программе было представлено пять короткометражных художественных фильмов и три полнометражные картины – детская комедия «Байкальские каникулы» режиссера Артема Бурлова (Улан-Удэ), драма «Сэржем» Баира Уладаева (Улан-Удэ) и экспериментальный документально-художественный фильм «Прикосновение ветра», режиссеров Елены Демидовой и Ольги Веремеевой (Москва). Последний снимался в Иволгинском дацане, а главную роль в нем исполнила известная российская актриса Юлия Ауг.

В Иркутске показы Дней бурятского кино прошли в Доме кино. Зрители с удовольствием отметили качество представленных фильмов. Бурятский кинематограф наконец перешагнул тему криминала и формат боевика, в новых работах режиссеры поднимают темы национальной самоидентификации, возрождения духовности. Сразу две ленты  в представленной программе говорят о проблеме бурятского языка, который, к сожалению, считается исчезающим.

Фото: Роман Сизых

Во время сеанса, звучащая бурятская речь вызывала живой отклик в зале – зрители смеялись вместе с героями фильма «Студентки» Сергея Анхонова (Усть-Орда) и плакали в финале трогательного «Нюуса» («тайна» – прим.редактора) режиссера Булата Базарова и Даба Дабаева из Агинского бурятского округа.

Выбираем местное

В Усть-Орде фильмы бурятских режиссеров уже не редкость. Местный кинотеатр «Эрдэм» регулярно выводит в прокат колоритные национальные фильмы. На встречу с искусством здесь пришли зрители самых разных возрастов – от пенсионеров до школьников.

Главным героем стал местный житель, режиссер Сергей Анхонов. Его короткометражка «Студентки», рассказывающая о двух девушках, добирающихся автостопом в свое родное село, вызвала шквал эмоций со стороны односельчан. Многие узнали в актерах своих соседей и все радовались, что фильм попал в число лент, которые показали в рамках Дня бурятского кино.

«Фильм я снимал в 2013 году и вот только сейчас он получил такую востребованность, - признался Сергей Анхонов. – Это была моя первая проба в кино, затевая съемку, я мало представлял, с какими трудностями придется столкнуться. Мне, простому парню из глубинки недоступно специальное образование, все приходилось постигать опытным путем. Зато теперь я гораздо больше знаю о кино, надеюсь, что еще не раз смогу удивить зрителя, тем более что своими глазами увидел, как зритель нуждается в местном кинематографе». 

Сергей Анхонов с актерами.
Сергей Анхонов с актерами. Фото: АиФ/ Андрей Золотоев

Кстати, во время показа и творческой встречи с организаторами Дней бурятского кино оказалось, что в Усть-Орде есть и другие люди, мечтающие заниматься кино. Звучали вопросы о кинопроизводстве и о том, как попасть в подобную программу в будущем.

Прикоснулись к ветру

Главной премьерой Дней бурятского кино стал фильм «Прикосновение ветра», в котором снялась известная российская актриса Юлия Ауг. Фильм был отмечен наградами российских и зарубежных кинофестивалей, его видели зрители России и в частности Улан-Удэ, однако в Иркутске он еще не демонстрировался.

Фото: Из личного архива продюсеров

«Прикосновение ветра» - это экспериментальный фильм, в котором режиссеры Елена Демидова и Ольга Веремеева соединили художественное и документальное кино. С одной стороны сюжет раскрывает историю красивой женщины, которая волей судьбы оказывается в неведомой Бурятии, в поисках своего бывшего возлюбленного, а в итоге находит себя, а с другой рассказывает о путешествии Юлии Ауг и всей съемочной группы  в Бурятию. Кстати, съемочная группа ради экономии средств, ехала в Улан-Удэ 7 дней на микроавтобусе и в итоге получившийся фильм можно смело назвать путешествием. Основные сцены снимали на территории Иволгинского дацана и в живописных степях недалеко от Улан-Удэ. Дополняет необычный видеоряд авторская музыка композитора и одного из продюсеров фильма Анджея Петраса, которому пришлось освоить ряд народных бурят-монгольских инструментов. В музыкальном оформлении фильма можно услышать морин хур, буддийские колокольчики, поющие тибетские чаши и все это наряду со звуками ветра, вращения буддийских молельных барабанов и молебнов.

Фото: Из личного архива продюсеров

Фильм вошел в программу Дней бурятского кино не только потому, что имеет отношение к Бурятии. Эта картина – пример того, как начинающие режиссеры, и продюсеры могут снять качественный продукт в регионе. Все создатели «Прикосновения ветра» - дебютанты. Чтобы снять свой проект, они провели кампанию по сбору средств на краудфандинговой платформе, где «проголосовать» за фильм рублем мог любой желающий. В итоге создатели собрали на постпродакшн почти 700 тысяч рублей, благодаря чему смогли завершить работу и принять участие в ряде солидных кинофестивалей. Мировая премьера картины состоялась на Всемирном кинофестивале в Монреале в сентябре 2016 года.

«Мы очень рады, что благодаря такому мероприятию наш фильм увидело большое количество зрителей Прианагрья, - говорит генеральный продюсер фильма Анастасия Разлогова. – Надеемся, что однажды нам удастся посетить Иркутск и увидеть другие красоты Прибайкалья».

Зрители на показе в Усть-Орде.
Зрители на показе в Усть-Орде. Фото: АиФ/ Андрей Золотоев

Кинофестивалей - больше!

Формат мероприятия придумали организаторы международного кинофестиваля «REC Russian Elementary Cinema», которые в конце декабря 2016 года провели региональный отборочный тур в Улан-Удэ. На суд жюри бурятские кинематографисты представили несколько десятков фильмов, среди которых были художественные и документальные ленты. Подведя итоги и наградив победителей, организаторы решили, что бурятское кино достойно того, чтобы его увидели зрители других регионов. Так и появились Дни бурятского кино, которые в конце февраля – начале марта, в дни Сагаалгана – бурятского праздника Белого месяца прошли не только в Приангарье, но и в Новосибирске.

«Наш фестиваль показал, что в Прибайкалье производятся довольно качественные фильмы, сопоставимые с работами студентов старших курсов киноинститутов Санкт-Петербурга и Москвы, - комментирует президент кинофестиваля REC Олег Конышев. -  Представленные фильмы, безусловно, превосходны по внутреннему колориту и содержанию. Технически все сделано великолепно. Хромает, как это часто бывает в регионах, игра актёров, диалоги и драматургия. Но эти проблемы решаемы, наш фестиваль как раз ставит перед собой задачу помощи молодым кинематографистам. Мы специализируемся на поиске талантливых авторов и поддержке их творческих планов. Кстати, в конкурсе фестиваля в Бурятии участвовало несколько фильмов из Приангарья и их авторы даже стали победителями в своих номинациях. Поэтому в ближайшее время мы намерены провести региональный тур в Иркутске».

Кстати:
Международный кинофестиваль REC проводится с 2006 года. Организаторы заявляют, что это единственный в России фестиваль, который проходит в разных городах, чтобы найти там талантливых кинематографистов. Победители региональных туров получают право участия в финале фестиваля в Санкт-Петербурге.
Киноиндустрия в Прибайкалье пока только развивается. Бурятское кино в этом смысле можно считать первопроходцем – ежегодно в Улан-Удэ в региональный прокат выходит около десяти полнометражных фильмов. Иркутск пока отстает, если документалистика здесь находит поддержку инвесторов, то художественное полнометражное кино пока представлено буквально одним «Похабовском», премьера которого состоялась еще в 2013 году. Короткометражное игровое кино в столице Восточной Сибири делает свои первые шаги. Два года подряд на местном кинофестивале «В кругу семьи» приз в номинации «игровое кино» не вручается – нет достойных претендентов.

«В Новосибирске ежегодно проводится порядка 15 городских кино, видео фестивалей и конкурсов. Все они различаются по возрастным, тематическим, профессиональным параметрам. Сама по себе площадка кинофестиваля – это море возможностей, обсуждений и знакомств с людьми, которых нельзя просто так встретить на улице. Чем больше кинофестивалей будет в Иркутске и других городах, тем лучше. Одинаковых фестивалей не бывает. И нужно участвовать, по возможности, во всех и где то обязательно повезёт! – комментирует Олег Конышев».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах