Польский режиссёр Кшиштов Занусси широко улыбается на фоне дома декабриста Волконского, наш земляк драматург Иван Вырыпаев задумчиво смотрит вдаль, народный артист Виталий Венгер хитро прищуривается поверх очков. Всё это – сюжеты портретов, созданных Мариной Свининой – представителем Союзов театральных деятелей и фотохудожников России.
Около 60 её работ теперь можно увидеть на выставке в Иркутском музыкальном театре. Экспозиция, которой иркутянка дала лаконичное название «Любовь моя – театр», – своеобразное путешествие во времени: она объединяет снимки, сделанные с 1984-го по 2019 год. Многие портреты, хоть им уже и под 30 лет, зритель увидит здесь впервые.
Цветные кадры на чёрно-белой плёнке
Удивительно, но, по словам Марины Свининой, ещё лет 10 назад такая выставка вряд ли бы могла получиться. Технологии были ещё не те, но они совершенствуются на глазах и сегодня достигли таких высот, что на плёночном снимке, снятом пару десятков лет назад, зритель может разглядеть самые тонкие тонально-световые нюансы, причудливую игру света и тени, которые и создают особое настроение каждого портрета.
Причём большинство из фотографий, которые иркутянка включила в экспозицию, – чёрно-белые. В цвете на выставке представлены в основном репортажные снимки со спектаклей. Создавая некоторые из них, фотограф использовала приём мультиэкспозиции – когда одна фотография объединяет сразу два кадра. Это придаёт этакий эффект движения – кажется, что сцена, застывшая на бумаге, сейчас оживёт: артист будто взмахнёт рукой или внезапно закружится в танце. Кадры очень сочные, пестрят яркими цветами, но каково будет удивление зрителя, если он узнает, что изначально большинство из них фотограф снимала на… чёрно-белую плёнку.
«Когда я отсканировала плёнку, разделила каждый кадр на тональности: белые, чёрные и две градации серого. Каждый серый был окрашен в свой цвет, – рассказывает Марина Свинина. – Если бы сканер, которым я пользовалась, был ещё более современным, то и градаций серого было больше. От этого каждая фотография могла заиграть ещё ярче, ещё интереснее».
На работу с каждым таким снимком у иркутянки уходило от нескольких дней до недели. Получается, что перед зрителем на выставке – не столько фотографии, сколько картины. Они не просто, как зеркало, отражают реальность какого-то момента, но и показывают, каким автор видит этот мир. Именно поэтому Марина Свинина считает одним из главных инструментов фотографа обработку, когда на снимок можно добавить что-то от себя, сделав его по-настоящему авторским.
«Я всегда говорю, что когда мастер начинает осматривать отснятый материал и обрабатывать его, только тогда он встречается со своей фотографией. Можно сказать, что до этого он и не начинал снимать! Когда заявляют, что как снял, так и должен показывать, – это лень, страх и ложь. На плёнке или матрице – исходник, сырой кадр, который нужно довести до идеала, придать ему огранку», – поясняет фотограф.
«У меня, как у Бога, все живы»
На снимках Марины Свининой - как всегда невероятно выразительный Валерий Золотухин, погружённый в свои размышления Александр Абдулов.
«На этих фотографиях, – автор обводит зал рукой, – много людей, которых уже нет на этом свете, а у меня, как у Бога, все живы. Искусство стирает границы времени и пространства, объединяет людей, которые ну никак не могут оказаться вместе, ставит всё с ног на голову, и в этом его главная прелесть».
Когда Марина Свинина рассуждает о фотографии, театре, кажется, она говорит о какой-то сказке, в которой возможно вообще всё.
«Как-то в 90-х снимала какой-то спектакль в музыкальном театре на чёрно-белую плёнку и поймала себя на мысли, что как только поднимается занавес, у меня будто отключается цветовое зрение, я вижу всё, что происходит на сцене чисто в тональном рисунке. Разве это не магия? – задаёт риторический вопрос автор. – Когда слышу третий звонок в театре, у меня как будто тумблер в голове переключается: я становлюсь совершенно другим человеком без намёка на какой-то внутренний монолог, готовым мгновенно отреагировать на то, что происходит на сцене. Снять тот самый кадр можно только здесь и сейчас, особенно когда гастролёры приезжают с каким-то спектаклем, другой возможности не будет».
Как говорит фотограф, главное, чему её научил театр, режиссура – так общаться с артистом во время съёмки, чтобы кадр получился максимально живым и говорящим.
«У меня бывало так, что после съёмки не помнила, что говорила, а когда артисты пересказывали мне наш диалог, очень удивлялась, – рассказывает Марина Свинина. – Попадая на репетиции спектаклей, я обнаруживала, что практически профессионально общалась со своими моделями. Как режиссёр. Но специально этому меня никто не учил. Это всё театр! Он стал лучшей школой фотографии для меня».
Смотрите также:
- «Сибирский Париж» Сергея Жилина: иркутский художник - о «цветнике» на улицах города →
- Фотограф в знаменателе. Анатолий Бызов - о Распутине и нефотогеничных людях →
- Добрый мир Сергея Элояна →