Водолаз-факелоносец побывал в гостях у «АиФ-Иркутск» и рассказал о том, как самое глубокое озеро планеты принимало факелоносцев, насколько меняет человека стихия и когда спасателям бывает страшно.
В свои 26 Николай успел поработать школьным учителем и научным сотрудником музея, стать профессиональным водолазом, после командировки в Приморье получить орден «За заслуги перед Отечеством».
Простой, открытый, улыбчивый, он чем-то неуловимо напоминает первого космонавта. Возможно, наложила отпечаток профессия, где больше всего ценятся не чины и деньги, а человеческая жизнь. А, быть может, организаторы, просматривая сотни анкет, тоже заметили в сибиряке Рыбаченко эту гагаринскую спокойную надёжность и выбрали именно его. Он не знает, насколько сложным был отбор, но говорит, что только из его коллег на право пронести огонь претендовали пятеро. Когда в августе спасатель работал в затопленной Амурской области, ему позвонили из Москвы: выбор сделан.
Испытание Байкалом
- Тогда я ещё не представлял, что это значит, - говорит молодой человек. За пять дней финальной подготовки он сбросил 4 килограмма. Вся команда ежедневно проводила по несколько часов в ледяной воде, затем все отправлялись на «разбор полётов»…
- Каждый день возвращался домой не раньше полуночи. Накапливалась огромная усталость, и физическая, и моральная, - возвращается к недавним событиям Николай. Он рассказывает, что репетировать порой приходилось в очень суровых погодных условиях. И это, учитывая, что Байкал и без того считается едва ли не самым сложным для погружений водоёмом на планете.
- Тяжелее всех приходилось подводным операторам. Им нужно одновременно контролировать положение свого тела, регулировать давление воздуха в костюме, держать обеими руками камеру… Хотя, даже когда у тебя в одной руке факел, перемещаться очень непросто, - объясняет водолаз.
Чтобы пламя не потухло под водой, на факеле закрепили сигнальную шашку - фальшфейер. На воздухе он горел как солнце - так ярко, что невозможно смотреть не щурясь, вспоминает Николай.
Когда он поднялся на поверхность, на берегу уже зажигали олимпийскую чашу. Сибиряка встречали как героя, приветствовали сотни людей, знакомых и незнакомых… Точно так же в Кутулике - на родине факелоносца - поздравляли его родителей.
- Именно отец оказал на меня в жизни самое большое влияние: помог стать самостоятельным, оформиться как личности. Это человек, который не получив исторического образования, до всего дошёл сам. Благодаря ему я научился любить прошлое своей страны и пошёл учиться на историка. И он сумел объяснить мне, настолько важно в жизни иметь свою точку зрения и идти к поставленной цели, - признаётся спасатель.
Команда дороже денег
Инна Пальшина, АиФ-Иркутск: - Наверное, такого стремления к цели и осознанности сегодня не хватает многим: посмотрите, мальчишки рвутся не в лётчики и спасатели, а в юристы и экономисты, потом считают в офисе дни до выходных…
Николай Рыбаченко: - При этом хотят стать богатыми, а достичь этого в России честным путем, наверное, очень сложно, - соглашается спасатель. - Рад, что судьба сложилась по-другому, и каждый день с удовольствием еду на работу. Да, нам не платят бешеных денег, но я знаю, что могу доверять коллегам: иначе и нельзя, ведь бывает, что от напарника зависит твоя жизнь.
- Помните так называемую «точку невозврата», когда вы поняли что работа спасателя - дело жизни?
- Наверное, осознать такое сложно в обычных, рядовых ситуациях… Такое понимание пришло ко мне, когда мы оказались в командировке в Приамурье. Там, в деревне Бельго недалеко от Космомольска-на-Амуре, было отчётливо видно, насколько важна наша помощь… Жители до последнего верили, что их минует стихия, а в итоге вода пришла в каждый дом. Людям было тяжело пережить это морально. Многие оставались ни с чем - одного мужчину мы сняли с крыши затопленной бани, стоял по пояс в воде в одних шортах и шлёпанцах… Приходилось даже тушить пожар во время наводнения. И по-человечески было очень сложно, нам долго не могли прислать замену. Помню, не мог нарадоваться, когда оказался на твёрдой земле. Но именно тогда и пришло ощущение, что выбрана правильная профессия.
Николай говорит, что помогать людям ему доводилось и в обычной «мирной» жизни: как- то он случайно оказался первым на месте большой аварии, освобождал из покорёженного железа людей, отправлял их в больницу на попутке…
Не смотреть в глаза
- В этом году Байкальский отряд потерял сразу двух сильнейших спасателей. Виталий Тихонов погиб под лавиной, Александр Степанов – при крушении вертолёта. Это в очередной раз показало, с каким риском связана ваша работа. Вам часто бывает страшно?
- Спасатели такие же люди, и на работе нам приходится сталкиваться с этим чувством. Как-то в новогодние праздники, 1 января, мне случилось поднимать со дна Малого Моря утонувших в машине людей. Там была целая семья, а спастись успел только ребёнок. Представьте: наверху ещё идут гуляния, запускают петарды, смеются… а внизу - полнейшая тьма, чернота. И погружаться туда одному действительно не по себе. Нас учат, что на таких операциях нельзя вглядываться в лица погибших, смотреть им в глаза. На дне было очень темно, различались только очертания. Это и спасло.
Николай говорит, что работа со стихией научила его верить в свои силы и разбираться в людях - быть «более качественным в человеческом отношении».
- В письмах Гагарину многие советские мальчишки спрашивали, как воспитать себя. Что бы вы ответили на этот вопрос?
- Мне кажется, надо начать с мелочей - например, делать по утрам зарядку. Заняться спортом, получать удовольствие от своих возможностей, хорошего самочувствия. Кто-то из-за животика стесняется пойти в тренажёрный зал, продолжает оставаться недовольным собой, переносит это недовольство на других… Нужно научить себя собираться с силами. Любить свою природу, родной край, привыкнуть относиться к нему бережно. Как это ни парадоксально - научиться не только концентрироваться, но и расслабляться, относиться к каким-то вещам легко и с юмором. И чего-то добиться в своём деле.
Досье
Николай Рыбаченко родился в посёлке Кутулик Усть-Ордынского округа. Там же, где появился на свет Александр Вампилов, драматургией которого интересуется подводный факелоносец. Николай окончил исторический факультет ИГУ. Служил в военно-морском флоте, где впервые познакомился с водолазным делом.
В феврале этого года стал главным героем научно-популярного фильма «Приключения тела: испытания погружением», который снимал на Байкале ТВ-канал «Россия-2» при поддержке иркутских спасателей. Работает в Байкальском поисково-спасательном отряде 4 года, участвовал в 30 сложных операциях.