Зона скорби. Историческая память важнее любого проекта

Минимум 17 тысяч человек покоятся под пивоварихой. © / Пресс-служба правительства Иркутской области / Из личного архива

Ситуация очень сложная: с одной стороны, речь идёт о будущем областного центра, ведь новый авиационный узел позволит стать Иркутску крупным логистическим центром. С другой стороны, захоронение под Пивоварихой - одна из самых мрачных и трагических страниц прошлого.    
   

Оставьте прах в покое

Недаром предположение, что останки жертв «большого террора» могут «закатать в бетон», немедленно привело общественность в возбуждение. Активисты международного общества «Мемориал» в открытом письме обратились к властям с требованием запретить на территории массового захоронения строительство новой взлётно-посадочной полосы.

- Там захоронены останки как минимум 17 тысяч человек, и тревожить их прах ради того, чтобы сэкономить средства на модернизацию аэропорта, - безнравственно. Не говоря уже о том, что это противозаконно: территория захоронения была объявлена памятником истории и культуры, а следовательно, любое строительство здесь без специального разрешения органов охраны памятников, недопустимо, - говорят активисты в обращении.

Массовое захоронение жертв террора в селе Пивовариха под Иркутском.  Фото: Из личного архива/ Пресс-служба правительства Иркутской области

Они также обращают внимание, что захоронение является «вещественным доказательством» преступлений против человечества, а уничтожение его - преступление не менее тяжкое.

Кстати:
Впервые идея «подвинуть» мемориал возникла в 2000 году в связи с планами по удлинению взлётно-посадочной полосы, однако она так и не была реализована. В результате ВВП удлинили в обход захоронений, реконструкцию завершили в 2008 году.

Вилами писано?

Несмотря на народное возмущение, официальной версии того, что будет с кладбищем, пока нет.

- Представители общества «Мемориал» обеспокоены тем, что зону скорби включили в зону транспортной инфраструктуры, - говорит  Александр Кузнецов, глава Ушаковского муниципального образования, в состав которого входит Пивовариха. - Вот только самого генплана аэропорта, подробного проекта застройки ещё и в помине нет, а значит - ни о перезахоронении, ни о «закатывании в бетон» речи пока не идёт. Когда генеральный план аэропорта разработают, то обязательно для общественности организуют публичные слушания. Вполне возможно, что на этой территории ничего возводить не будут. Если же строить аэропорт «приспичит» именно в этом месте, я, как человек разумный, считаю, что делать всё нужно по-человечески и с достоинством. Необходимо провести весь комплекс работ, привлечь экспертов, досконально всё изучить. Моя точка зрения - не стоит затевать стройку на костях.

В областном правительстве нам также пояснили, что проекта аэропорта нет и разговоры о том, что взлётная полоса пройдёт по захоронению, не имеют под собой никаких оснований.

   
   

Тем не менее во вторник в Пивоварихе на общественные слушания, где обсуждали возможные изменения в генплане Ушаковского МО, прибыли не только иркутские активисты, озабоченные судьбой исторического места, но и гости из Бурятии, чьи родные и близкие покоятся под Пивоварихой, чтобы озвучить свою позицию по этой проблеме.

Смотрите также: