19-20 июня в Томске проходил форум «Сообщество», организованный Общественной палатой РФ. Его тема - «Инновации на службе обществу: опыт российских регионов».
Обсудить эти вопросы в рамках заседаний, круглых столов, секций собрались сотни человек из самых разных регионов страны - от Сибири до столицы. Состав участников тоже разнообразен: это представители власти, бизнеса, НКО, СМИ, общественности.
«Инвалидам нужно повернуться лицом к обществу»
Среди спикеров форума были люди с инвалидностью, которые активно занимаются проблемами доступной среды, инклюзивного образования и трудоустройства россиян с ОВЗ. Один из них - руководитель Российских студенческих отрядов (РСО) Михаил Киселев. В годы учебы в Томском политехническом университете он начал общественную деятельность в студенческом профкоме. Затем был областной штаб студотрядов, работа в Центральном штабе в Москве, а в 2011 году 25-летнего Киселева избрали главой РСО. Зимой 2016 года с Михаилом случилась трагедия - он повредил спинной мозг и оказался обездвижен. После операции и реабилитационного курса Михаил Киселев смог вернуться к активной жизни. Несмотря на то, что передвигается он теперь в инвалидной коляске, глава РСО по-прежнему участвует в крупнейших мероприятиях для студентов и собирает вокруг себя талантливую молодёжь. Кроме того, Михаил стал членом Общественной палаты РФ и занимает там пост зампредседателя комиссии по социальной политике.
«АиФ - Иркутск» он рассказал, насколько российское общество готово к тому, чтобы обеспечить инвалидам полноценную жизнь, и как в этом помогают ОП РФ и студенты.
«Если говорить об РСО, мы занимаемся трудоустройством молодёжи. Если к нам обращаются студенты-колясочники, для них трудоустройство тоже возможно. Конечно, тут есть определённые сложности, но мы их решаем. Такие ребята могут стать членами различных организаций, участвовать в мероприятиях и социализироваться в обществе своих сверстников. А дальше уже в каждом индивидуальном случае прорабатывается вопрос о возможности дальнейшего трудоустройства. Сейчас даже есть такой тренд - представители студотрядов через посты в соцсетях приглашают молодёжь с ОВЗ.
Кроме этого, у нас достаточно сильно развита комиссарская деятельность - то есть помощь социально незащищенным группам населения. В их числе - инвалидам. Ребята выезжают к ним на дом, чтобы помочь. Есть акции, когда помогают социальному такси спускать людей из «заточения» в пятиэтажках, которые не оборудованы специальными лифтами и пандусами. Мы приглашаем и сопровождаем инвалидов на культурных мероприятиях. Транспортная доступность - это как раз та тема, на которой я делаю акцент в своей работе в Общественной палате. Можно делать сколь угодно доступными объекты здравоохранения, спорта и культуры, но если ты не можешь добраться до этих объектов - какой смысл в этой доступности?
Правда, остаётся проблема в головах самих инвалидов - многие из них замыкаются, думая, что могут общаться только в своём социуме. Но они ошибаются - сегодня общество сильно изменилось и открыто к ним. Осталось инвалидам тоже развернуться лицом к обществу».
«Для социального предпринимательства надо создать меры господдержки»
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимоотношению с профсоюзами и поддержке ветеранов Наталья Починок рассказала, об основных положениях законопроекта о социальном предпринимательстве. Этот документ сейчас готовят к общественному обсуждению.
«Есть критерии, прописанные в законопроекте, которые с одной стороны достаточно чётко объясняют, что такое социальное предпринимательство. Это предпринимательская деятельность по реализации социально значимых задач. А виды социального предпринимательства будут предусмотрены отдельным нормативным актом. Я не сомневаюсь, что в этом перечне будут отражены все наиболее успешные практики. На днях Министерство экономического развития проводило по этому вопросу нулевые чтения с привлечением экспертов. Но хочу сказать, что этот список не будет «закрытым», регионы имеют возможность расширить это понятие и этот перечень. Да, какие-то виды деятельности не пройдут по федеральным критериям для получения поддержки, но они получат поддержку от региональных властей. А со временем образуется «лифт», и успешные практики регионов будут поступать и в федеральный перечень.
Нужда в принятии такого закона есть, потому что есть регионы, где социальное предпринимательство уже давным-давно успешно развивается. А значит, для него надо создать отдельные меры поддержки и развивать социальные франшизы - механизмы деятельности бренда, который можно тиражировать. Какие конкретно это будут меры поддержки пока говорить рано - речь идёт только о законопроекте. Но, если обобщать, то это могут быть и механизмы налогового стимулирования, и гранты».
«Нужна услуга сопровождения на рабочем месте»
Первый зам председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Андрей Царёв пояснил нашему изданию, какие инновационные практики и методики могут способствовать социально-трудовой интеграции людей с ментальными нарушениями.
«Важно, чтобы были установки, направленные на качественное производство разного рода продукции людьми с инвалидностью. Если продукт качественный - неважно, кем он произведён - его будут покупать. Но чтобы человек с ОВЗ оказался способен это сделать, важно его обучить и, кроме того, нужна техника, которая компенсирует в производстве то, что этот человек не может сделать сам. Плюс, нужен тот, кто будет помогать в случае необходимости выполнять ту или иную работу. Это в целом касается работников с любой формой инвалидности. Если же делать акцент на тех, чьи диагнозы относятся к ментальным нарушениям, тут в первую очередь важно не столько устроиться на работу, сколько удержаться на ней. Трудности возникают при установлении контакта с работодателем, при понимании инструкций и указаний руководителя, при соблюдении определённых правил и норм: если для обычного человека они обычные, то для человека с инвалидностью становятся серьёзным барьером. Чтобы эти барьеры преодолевать, нужна услуга сопровождения таких людей на рабочем месте. Это не означает, что рядом с ним постоянно должен находиться, например, социальный работник. Но обязательно должно быть выделено время, когда этот куратор может прийти и поговорить с руководством, с коллегами своего подопечного, объяснить ему самому какие-то нюансы. Вот тогда он сможет работать качественно.
«Дистанционное образование должно быть качественным»
Своим мнением о том, насколько развито в регионах нашей страны инклюзивное образование, и какие существуют проблемы, связанные с социальной адаптацией людей с ОВЗ, поделилась зам председателя комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимоотношению с профсоюзами и поддержке ветеранов Екатерина Курбангалеева:
«Таким людям просто надо обеспечить качественный и безопасный образовательный процесс - с учётом нозологии, ведь заболевания бывают разными. Например, если у ребёнка гемофилия, и в школе открылось кровотечение, а кровь не свертывается, что делать в отсутствие врача? А ведь врачей сейчас в школах нет. Или муковисцидоз, когда 3-4 раза в день нужно дышать через ингалятор. Понимая эти сложности, родители оставляют ребёнка учиться на дому. Но почему мы ограничиваем этих людей в получении образования? Да, можно учиться дистанционно - есть новые методы. Но тогда давайте опять же обеспечим дистанционное образование качественным образом.
Если же говорить о психологической атмосфере, то и такие проблемы есть. Это проблемы даже не самих инвалидов, а родителей тех детей, которые здоровы. Они начинают говорить: «Нам не нравится, что в группе есть дети с ОВЗ, они задерживают учебный процесс, мы не хотим, чтобы они были рядом...». Некоторые родители даже считают, что такие болезни заразны. Их легко понять, потому что каждый родитель заботится в первую очередь о своём ребенке. Тут просто нужно воспитание, а это процесс небыстрый. Дети в этом плане более мобильны. Я общалась, приехав в Томск, со студентами ТГУ. Каждый год в этот вуз поступают 10-15 человек с ОВЗ. Никаких проблем нет. Все друг друга понимают, все быстро привыкают».
«Проблемы ещё остаются»
Об инновациях последних лет, которые способствовали улучшению условий доступной среды для людей с ограниченными возможностями, рассказала член Общественной палаты РФ от Республики Бурятия, председатель регионального Фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» Галина Горбатых:
«Сейчас много таких инноваций: например, музеи стали делать свои экспонаты доступными для людей с ОВЗ. Потому что, как им узнавать историю, художественные произведения? Вот к этому у нас в стране стали приходить. Плюс инновации появились в образовательной сфере - есть возможности дистанционного обучения, различные технические приспособления для людей, у которых есть проблемы со зрением или слухом. Для тех, у кого проблемы с передвижением, конечно, больше важна архитектурная доступность. В этом направлении работает программа «Доступная среда». Конечно, проблемы есть, но все же технологии шагнули вперед. Это произошло и в плане технических средств реабилитации. У нас появились новые электрические коляски, общественный транспорт низкопольный, служба социального такси развивается. Хотя, конечно, этого ещё мало. В частности, люди с ограниченными возможностями тоже ездят и отдыхать, и по делам, и при этом на отдыхе тоже не всегда останавливаются в санаториях или пансионатах. Вот, например, в Томске ни оказалось ни одной доступной для инвалидов-колясочников гостиницы. Почему-то зарубежный сетевой гостиничный бизнес создаёт такие номера - это часть их политики. Почему эти правила не распространяются среди наших российских компаний? Вроде соответствующее законодательство есть, но по факту оно не реализуется на всё 100%. Принцип универсального дизайна у нас пока очень сильно хромает».