Удивительно, институту медиации в России уже почти 8 лет, а наши граждане до сих пор не очень хорошо знакомы с сутью этой процедуры и её возможностями. Чаще всего люди путают медиацию с медитацией (духовные практики) и медиа-технологиями. Да, эти слова созвучны, но не более того, их значения не имеют между собой ничего общего.
О том, что такое медиация, и для чего она нужна, рассказывает адвокат, практикующий медиатор, член Ассоциации «Байкальская лига медиаторов» Анастасия Кровушкина. По её словам, в последние годы российские суды с трудом справляются с огромной загруженностью, так как большинство граждан не умеют и не хотят решать конфликты самостоятельно, не перекладывая их на органы государственной власти.
Быстрый и обоюдный мир
«Медиация как раз решает эту проблему и даёт возможность заменить часто мучительную и эмоционально дискомфортную процедуру гражданского судопроизводства на конструктивный диалог, результат которого устраивал бы обе стороны спора, – поясняет юрист. – Исторически сложились три основных подхода к урегулированию конфликтов: с позиции силы, с позиции права и с позиции интересов. В основе медиации лежит позиция интересов, когда между оппонентами вырабатываются добровольные, обоюдные соглашения, удовлетворяющие интересы каждого из них. При этом найти консенсус помогает третья нейтральная сторона – медиатор».
Процент исполнения медиативных соглашений очень высокий, потому что это осознанное примирение. Любой человек всегда будет исполнять те договорённости, которые ему выгодны, и которые воспринимаются им как справедливые. А решение по итогам медиации всегда выгодно каждой из сторон и отвечает внутренним представлениям о справедливости. Медиация помогает урегулировать в том числе и межличностные конфликты.
Ещё один плюс процедуры – скорость. По закону максимальный срок, который отводится на процедуру, составляет 60 календарных дней, в отдельных случаях он может быть продлён до 120 дней. Чаще всего это сложные коммерческие споры, когда требуется проведение каких-то экспертиз. Как правило, урегулирование конфликта, если он чётко определён, происходит за 3-5 встреч продолжительностью 1-2 часа.
Чуда не бывает!
«Но тут нужно понимать, что медиация – не волшебная палочка, она возможна не во всех случаях. Около 20% процедур не находят своего разрешения, – уточняет эксперт. – Всегда удивляет, когда люди находятся в конфликте 10 лет и думают, что медиатор за три часа совершит чудо. Стоит реально смотреть на вещи. Прежде всего, у сторон должно быть желание урегулировать спор мирно. Договариваться могут только равные. Если мы не воспринимаем человека как равного, то, к сожалению, результата не будет. Бывает, супруги приходят и говорят: «Мы часто ссоримся, примирите нас». Это не запрос для медиации. Мы работаем с конкретным конфликтом. Вот если обращение будет звучать «Мы постоянно ссоримся из-за семейного бюджета, жена считает, что муж скряга, а муж уверен, что жена транжира», то это уже ситуация для медиации, потому что здесь есть конкретный предмет спора. Медиатор помогает прояснить интересы и потребности сторон и, исходя из этого, оказывает содействие в выработке супругами взаимовыгодного решения».
Школа медиативного подхода для педагогов
Сегодня медиация популярна и развита во многих европейских странах, например, в Германии, Австрии, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии, Чехии, а количество разрешённых с её помощью конфликтов составляет десятки и сотни тысяч процедур в год. Медиаторы решают семейные споры, конфликты на работе, в школе, споры в банковской и страховой сфере.
«В России институт медиации молодой, но потребность в нём с каждым годом всё выше и выше, – подчёркивает Анастасия Кровушкина. – Общаясь, в том числе, со школьниками и педагогами, мы видим, что императивные механизмы, которые работали в сфере образования десятилетиями, сейчас уже не действуют. Подход силы, который чаще всего применяется учителем, не даёт эффекта, потому что современные дети сами достаточно сильны. Когда учитель повышает на ребёнка голос, ученик тут же включает камеру телефона либо диктофон и на следующий день эта запись оказывается в интернете и на столе сотрудника контролирующего органа. Что делать в этой ситуации? Отбирать телефон, выгонять из класса – это нарушение закона. Единственный вариант – выстраивать взаимоотношения на основе сотрудничества. И этому необходимо обучать как детей, так и взрослых».
Чем и занимаемся Ассоциация «Байкальская лига медиаторов». Уже второй год Ассоциация реализует социально-значимый проект «Ты можешь САМ!: Развитие института медиации как способа защиты прав человека, инструмента снижения конфликтности и повышения правовой культуры в обществе», который, с одной стороны, популяризирует институт медиации, повышает правовую культуру и грамотность населения, а с другой – даёт возможность гражданам реализовать своё право на самозащиту. Проект получил поддержку Фонда президентских грантов, поэтому все его мероприятия проводятся абсолютно бесплатно, причём сразу на территории трёх субъектов – в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае.
В течение года в рамках проекта оказывались услуги по юридическому консультированию граждан и проведению процедур медиации, были проведены образовательные мероприятия для студентов ВУЗов, государственных и муниципальных служащих, представителей правозащитных организации. Кроме того, проходили тренинги и семинары для образовательных учреждений. Так, в октябре 2017 года для обучения педагогов мы приглашали в Иркутск московских тренеров, авторов и разработчиков методических рекомендаций по созданию в школах служб медиации. Кроме того, состоялось 10 вебинаров, слушателями которых могли стать абсолютно все работники образовательных учреждений, желающие повысить свою квалификацию и познакомиться с принципами медиативного подхода. Это оказалось очень удобно и эффективно. Такая форма работы позволяет охватить большую аудиторию, без лишних временных и финансовых затрат. Также в течение года юристы оказывали методическую поддержку школьных служб медиации. С каждым образовательным учреждением приходилось работать индивидуально, давая подробные рекомендации и чёткий алгоритм действий по их выполнению.
«В октябре 2018 г. состоялся тренинг под руководством московского тренера, Ирины Маниной, которая сама работает в школе и возглавляет там эффективно работающую службу медиации. Педагоги говорили на одном языке, поэтому эффект от обучения был очень высокий, – говорит Анастасия Кровушкина. – Учителя уезжали с горящими глазами, с желанием поскорее начать применять полученные знания на практике. Мы ещё раз убедились, что социальная медиация востребована, что педагоги понимают её важность и нуждаются в нашей помощи, чтобы правильно использовать возможности этого института. Ведь если сейчас школа научит детей договариваться, то через 5-10 лет, став взрослыми, они будут применять эти практики в своей семье, на работе, в бизнесе. Им просто будет легче и комфортнее жить».
Кстати
Различают три вида медиации.
Внесудебная - когда люди обращаются к мирному урегулированию споров, потому что в принципе не рассматривают поход в суд, либо поход в суд в данном случае не возможен по закону. Например, когда участником спора выступает ребёнок. Один из распространённых примеров внесудебной медиации являются активно создаваемые сейчас во всех учебных заведениях школьные службы медиации.
Досудебная - когда люди осознанно делают выбор в пользу медиации в качестве решения возникшего между ними спора. Самые распространённые примеры – семейные конфликты, связанные с расставанием, разводом, детьми, а также споры с работодателем или между владельцами бизнеса.
Судебная медиация – когда стороны находятся в суде, и им рекомендует адвокат, судья либо психолог обратиться к медиации. В некоторых регионах службы медиации созданы прямо на базе суда, в Иркутской области такого нет.
Статья опубликована в рамках реализации проекта «Ты можешь САМ! Развитие медиации как способа самозащиты прав личности, инструмента снижения конфликтности и повышения правовой культуры в обществе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 03.04.2017 № 93-рп и на основании конкурса, проведённого Фондом президентских грантов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.