Универсальных шин для наших условий ещё не придумали, и компромиссов здесь быть не может.
Зимние шины по составу резины рассчитаны именно на низкие температуры, у них мягче и мельче нарезанный протектор, летом они интенсивно стираются и при высоких температурах начинают буквально плыть по асфальту, что может привести к аварии. Если после первого сезона на новых зимних шинах откатать и лето, то ко второму сезону они значительно потеряют свою эффективность или даже придут в полную негодность. Поэтому лучше не играть в авось, а использовать шины по сезону.
Базовые ценности
Также очевидно, что летом на обычных автомобилях ездить приходится в основном по асфальтированным дорогам, пусть частично «убитым», но всё же по твердым покрытиям. Соответственно, для легковых моделей летняя «обувь» должна обладать определенными характеристиками на этих покрытиях в разных условиях.
Базовые ценности здесь такие: сцепные свойства на мокром и сухом асфальте - главным образом торможение и управляемость; сопротивление аквапланированию - то есть предельная скорость всплытия в лужах, когда теряется контроль над машиной; комфорт – плавность хода и шум.
Кроме того, сейчас современные зарубежные шины всё чаще рекламируют такой показатель как экологичность и экономичность, что в основном выражается в низком сопротивлении качению - отсюда снижение расхода топлива со всеми благоприятными последствиями. Если шина на это «заточена», то данные свойства отражаются в названии, где фигурирует приставка Eco, Green или Energy. Кроме того, любого нашего автовладельца всегда интересует такой показатель шин как «ходимость», что подразумевает и ее стойкость к ударам. Ведь никому не хочется ездить на модных «экошинах» с мыслью её быстро «сносить» и со страхом пробить каркас в первой же серьезной ямке!
Что предлагает рынок?
В «правильных» летних шинах все эти свойства должны быть оптимально сбалансированы, а в целом ничего не должно угрожать безопасности, особенно в мокрую погоду. А что значит «правильные» и где их найти? Можно говорить, что продукция мировых брендов если не идеально, то близко отвечает всем этим требованиям. Например, хорошими совокупными показателями отличаются шины таких производителей как Michelin, Continental, Nokian. Правда, и цены на эти изделия премиум-класса самые высокие.
Вместе с тем сегодня рынок новых шин достаточно демократичен, чтобы автомобилисты могли по летнему «обуться» вполне прилично и не слишком дорого. В этом смысле интерес представляют не только иностранные бренды «среднего уровня», но уже и те отечественные, что инвестируют в модернизацию производства с привлечением современных зарубежных технологий. Правда, наши шинники способны воплотить далеко не всё лучшее из зарубежного опыта. Например, «экотема» пока не в ходу, да и по комфорту ещё явный проигрыш. К тому же наши производители не могут похвастать и широтой размерной линейки, особенно в престижной категории скоростных низкопрофильных шин, а также шин для кроссоверов.
Размеры и цены
Базовый показатель шин - её посадочный диаметр: самые массовые сегодня – это на 13, 14, 15 и 16 дюймов. Если не брать во внимание самые дешёвые варианты, то типичные цены в зависимости от производителя и модели таковы:
- 13 дюймов - от 1500 до 2600 рублей за шину,
- 14 дюймов - от 1700 до 3400 рублей,
- 15 дюймов - от 2000 до 4500 рублей,
- 16 дюймов - от 2600 до 5000 рублей и выше.
Понятно, чем больше диаметр, тем дороже шина, однако в каждом «диаметре» цена меняется и с увеличением профиля - чем шире, тем дороже. Ещё один важный показатель - высота профиля, и здесь как раз зависимость обратная: чем меньше (или ниже) профиль, тем шина дороже.
Шиномонтаж
Расценки за услуги приведём с учётом полного сервиса, то есть со снятием-установкой всех четырёх колёс, демонтажём-монтажом шин на диски и балансировкой (эта операция не принудительная, но необходимая). Вся работа с шинами на 13 дюймов в новом сезоне обойдётся примерно в 750-760 рублей, каждый другой посадочный размер будет дороже на 100 рублей, то есть колеса на 15 дюймов уже в районе 950-960 рублей. И это при «базовых» условиях, поскольку нестандартные размеры шин, а также все прочие вынужденные и дополнительные услуги (новые «пипетки», необходимость мойки колёс, промазка дисков для более герметичной посадки и даже балансировочные грузики) в разных мастерских могут сделать за отдельную плату. Кстати, сэкономить можно в придорожных монтажках-вагончиках, где цены могут быть пониже, но и качество обслуживания здесь более спорный фактор.
Срок годности
У шин, даже если они не ездят, а находятся на хранении (причём, существуют строго определенные правила хранения), есть свой срок годности - 5 лет, после чего деструктивные процессы в резине (а это смесь углерода с каучуком плюс присадки) снижают и сводят на нет заложенные в них характеристики. Поэтому при выборе шин не последнее место занимает дата их производства - чем она свежее, тем лучше. Если вы точно знаете, что берёте новинку сезона, то дату можно не искать, в противном случае на боковине надо разглядеть, как правило, овал, в котором проставлены четыре цифры: две первые обозначают неделю, а две вторые год выпуска. Например, 0912 – значит, шина произведена в девятую неделю 2012 года. Свежачок!
Кстати:
В малобюджетный сегмент зарубежных шин в настоящее время устремились китайские производители: Hifly, Triangle, Goodride, Sunny - всё это новые для нас марки из Поднебесной. Но надо быть начеку! В самом Китае рынок шин формирует продукция известных производителей из Японии, Европы, Кореи, Америки. Но совсем другое дело - самостоятельные китайские производители. Они начали свою деятельность относительно недавно и пока идут по пути «слепого» копирования названий и рисунков протектора. При этом, мягко говоря, не очень заботясь обо всех других особенностях - используют устаревшие технологии, дешевое сырье, упрощенные смеси, не занимаются тестированием шин. Отсюда и реальные характеристики, которые по результатам сравнительных тестов ещё очень далеки от мировых стандартов. Поэтому низкие цены - пока основное достоинство шин самостоятельных китайских фирм.