«Наполеоновские» планы чиновников в большинстве своём так и остались нереализованными.
Концепцию размещения рекламных конструкций в иркутской мэрии начали готовить ещё в 2007 году. А спустя год, 1 июля 2008 года, вступило в силу постановление мэра Владимира Якубовского о правилах размещения рекламных конструкций на территории города. Согласно принятой концепции число рекламных конструкций, расположенных в областном центре, должно было сократиться на 40%. Кроме того, планировалось вывести крупноформатные щиты из центра города и изменить их формат с большого (6x3) на так называемый сити-формат (2,7x3,7). Однако революции в мире рекламных конструкций Иркутска не произошло. Задача номер один - реклама должна украшать город - так и осталась призрачной мечтой городских властей.
Под грифом «секретно»
- К сожалению, процесс замены громоздких конструкций на новые идёт не так активно, как хотелось бы, - констатирует начальник отдела наружной рекламы комитета управления муниципальным имуществом города Иркутска Ольга Токарева. - Очень много трудностей возникает с рекламными агентствами. Приходится принуждать их выполнять постановление мэра только через суд. В результате то, что изначально задумывалось, пока не реализовано.
А задумывалось многое. Например, проектом предусматривалось создание многослойной электронной схемы, где часть информации будет доступна для рекламных агентств, а часть будет оставаться под грифом «секретно» для внутреннего пользования. Предполагалось, что на карте можно будет посмотреть количество баннеров, расположенных на территории города, их фотоизображение, узнать информацию о названии рекламного агентства, сроке заключения договора, сведения об арендной плате. Этот документ должен был стать обязательным для контролирующих органов и администрации города.
Сегодня подобие такой электронной схемы существует, однако информация доступна только для сотрудников КУМИ и департамента архитектуры и градостроительства.
Ошибочка вышла
Чиновники признают, что концепция размещения рекламных конструкций ещё сырая, она требует детальной доработки и корректировки. И это подтверждают конкретные факты.
- Нам выделили места, где стоит дом, растут деревья, проходят инженерные сети и тянутся линии электропередач. Нередко обозначенные в концепции земли находятся в федеральной или личной собственности, - рассказывает директор ООО «Рекламный центр» Михаил Шеметов. - Это говорит о том, что концепция разрабатывалась, сидя в кабинете, без выезда на место, причём трудились над ней специалисты, которые не имеют к рекламе никакого отношения. Была просто взята карта города и на ней «методом тыка» отмечены места, на которых могут быть установлены рекламные конструкции.
Сейчас, по словам Михаила Геннадьевича, всем иркутским рекламным агентствам приходится нелегко. «Мы приветствуем стремление мэрии навести порядок в городе, который действительно насыщен рекламными конструкциями. Плохо то, что современные веяния насаждаются без согласования со всеми заинтересованными сторонами, в частности с участниками рекламного рынка, - пояснил свою позицию бизнесмен. - Например, у нас было 100 конструкций, а осталось 20. В связи с этим пришлось уволить 70% работников. И сейчас, когда мы после нескольких месяцев согласований с департаментом архитектуры и градостроительства, а также органами ГИБДД подаём заявки в КУМИ, то там нам отказывают в продлении договора аренды. Между тем филиалам московских фирм везде дают зелёный свет».
Михаил Шеметов считает, что КУМИ выполняет не свои функции. По его мнению, выдавать разрешение на установку рекламных конструкций должен департамент архитектуры, который отвечает за архитектурный облик города. КУМИ же должен лишь заключать договора с рекламными агентствами и собирать с них деньги.
Торговать пока нечем
Из запланированного не состоялись и первые торги на приобретение пятилетнего права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на муниципальной земле, которые мэрия обещала организовать ещё в августе прошлого года.
- Чтобы провести аукцион, должен быть предмет торга, то есть сначала надо определить места, которые будут сданы в аренду, - пояснила Ольга Токарева. - Для этого нам необходимо выполнить оговорённые в концепции условия размещения рекламных конструкций на территории Иркутска и подготовить конкурсную документацию.
Таким образом, иркутские чиновники пока не могут найти ответа на вопрос, как превратить наружную рекламу из уродливой заплатки на платье города в изысканное украшение, которое придаст столице Приангарья особый шарм и подчеркнёт её достоинства.
Мнение экспертов
Сергей Васильев, архитектор
- По-моему, не стоит сокращать количество рекламы в Иркутске. Ведь это рынок, и если он развивается, то необходимо только умело организовать его. Кроме того, реклама оживляет, очеловечивает, осовременивает городское пространство. Мы же привыкли всё делать силой - сломать, убрать, переставить, а надо умом. Ведь всегда можно подумать и найти оптимальное решение. Дело не в количестве рекламоносителей, а в их качестве. Рекламные конструкции не должны быть громоздкими. Огромный щит на тонкой ножке смотрится неестественно, он как будто висит в воздухе и давит на человека. Конструкция должна быть сама по себе красивая, выразительная, она должна тоже работать. Меня удивляет примитивность наших рекламоносителей. Фанера, убогие щиты из неё… Разве нельзя использовать современные материалы, технологии и формы? У рекламных агентств просто нет желания заниматься индивидуальными проектами. Они не хотят тратить ни одного рубля, чтобы рекламная конструкция была неповторимой и украшала город. Это говорит о том, что бизнес рекламных агентств в Иркутске по-прежнему дикий.
По-моему, самое неудачное место расположения рекламы в Иркутске - участок улицы Байкальской от Театра кукол до Баргузина, где стоят наполовину вросшие в землю дома, а рядом рекламные конструкции, в два раза превышающие по размерам жилые строения. Кроме того, щиты стоят очень близко к дороге. Ещё один пример, где, как говорится, реклама не вписалась, - кольцо на Байкальской. Поставили на тонкую ножку крутящуюся треугольную конструкция и думают, что всем будет ужасно интересно читать, что там написано. Или на Ленина снесённый «дом на ногах» прикрыли плакатом «Мы любим тебя, Иркутск!». Честно говоря, мне не очень приятно рассматривать детей-гигантов, у которых только зубы величиной два метра. Пропорции полностью нарушены.
Анатолий Зибров, архитектор
- Я понимаю, что наружная реклама нужна (она задаёт ритм улицы, с её помощью можно скрыть какие-то изъяны), но, как архитектор, часто бываю возмущён дизайнерскими решениями. Нередко рекламодатели в погоне навязать свои услуги и товары уродуют архитектурный облик города. Посмотрите на фасад здания на пересечении улиц Карла Маркса и Пролетарской - он же просто залеплен рекламными плакатами. Перегружено рекламой и здание, расположенное напротив танка на улице Декабрьских Событий. Не успели сдать в эксплуатацию дом на улице Советской в районе 23 школы, как на нём уже появилась реклама.
Радует лишь то, что постепенно устаревшие рекламные конструкции меняются на современные. По-моему, согласование размещения рекламоносителей - очень большая и важная работа, которую должен обязательно контролировать главный архитектор города. Но у нас эта работа поставлена не так, как надо, и согласования часто проходят формально.
Языком цифр
Сейчас в городе установлено 1790 конструкций. Чиновники планируют сократить их число на 40%. Распространением наружной рекламы в Иркутске занимаются 14 компаний, из которых три входят в федеральные сетевые компании, одна - новосибирская. Доходы от наружной рекламы в городской бюджет составляют (данные 2008 г.) 60 млн рублей.