И что выдержит цирковое имущество, по словам министра культуры Александра Авдеева, изношенное на 80%.
Проект нового закона опубликован в Интернете, его обсуждают и обещают принять весной. Каким сегодня видят новый иркутский цирк, и какое место он занимает в жизни города? Цирк в Иркутске глазами корреспондента «АиФ в ВС».
Другие дети
В цирке, особенно детском, время ведёт себя странно. Кажется, вы только заговорили с собеседником, а вокруг всё мельтешит, как на ускоренной плёнке, когда день «пробегает» за двадцать секунд. Бывший артист балета, хореограф студии «Сюрприз» Сергей Драница рассказывает: ученикам трудно попасть на мастер-класс к профессиональным артистам, а ещё года четыре назад было совсем не так. За это время вокруг успевают смениться целые эры. Пёстрое, верещащее, многоголосое море колышется на сцене, стекает в пустой зал, вокруг начинают летать булавы, откуда-то выкатывается надувной баллон, с которого прыгают сальто…
Юлия Блужина, один из руководителей «Сюрприза», делится наблюдениями: какой-то «привод» в руках или ногах заставляет лучше работать мозг и ускоряет реакцию. Возможно, поэтому кажется, что «цирковых» детей в разы больше, чем на самом деле.
В разные дни их сюда приходит больше сотни. Народный цирк поражает системностью. Первые несколько лет - школа начальной подготовки: жонглирование, «мостики», шпагаты… Отбор на вторую ступень - в школу мастеров - можно не пройти и остаться во второгодниках. Двумя руководителями «Сюрприза» написано целое пособие «Путь к цирковому манежу». А из школы мастеров, откуда, кстати, «только замуж», выпускают с сольным номером и фирменным свидетельством.
Людмила Индюкова - вторая творческого тандема - основательница «Сюрприза». По образованию она химик-биолог. Занималась спортивной гимнастикой, а потом ушла в цирк «ради искусства». Вспоминает, как были куплены первые костюмы: вместе убирали подвалы, чтобы на заработок купить белые майки. Их перешивали в купальники, затягивали узлами и варили в кастрюлях с краской. Это было 25 лет назад, ещё до всех кризисов, в том числе и цирковых.
- Цирк перспективен, - говорят педагоги. После разговоров о 15-летнем кризисе звучит удивительно. - Потому что он даёт возможность самовыразиться. Здесь ты в центре внимания, видно каждое движение. Ну и каждая ошибка, естественно. Это вам не танцы: посмотрите, я во втором ряду, третий слева.
…Среди успешных выпускников «Сюрприза» - Татьяна Клява и Наталья Бояркина. Их пригласили в Росгосцирк, к братьям Шатировым. Наталья готовит сольный номер и планирует с мужем-артистом переехать в Германию. Cкорее это исключение из правил: тех, кто после цирковой студии пошёл в менеджеры, всё-таки больше.
- Иногда выпускники подвозят меня на машине. Говорят: ты же артистка, надо выступать. Будут шуба, машина, квартира… Спрашиваю в таких случаях: а кто бы тогда тебя учил? - улыбается Юлия. Она очень много и хорошо говорит о педагогах, об учениках, сожалея, что звание учителя стало оскорблением. Вспоминает цирковую студию для глухонемых детей в украинском Закарпатье, где работала несколько лет назад.
«АиФ в ВС»: - Было трудно?
- Не то чтобы. По-другому просто… Другие дети. Они от нас отличаются. Мы с вами сейчас смеемся, кажется, что всё нормально. А у меня, быть может, в семье горе. Знаете, те дети… Они бы это сразу на входе «поймали», кожей почувствовали. С ними нельзя соврать, эмоционально очень трудно. Зато они умеют работать до синяков, до изнеможения.
Без грима
...На репетиции не нужно носить костюмы, делать грим и постоянно улыбаться. Поэтому здесь можно разглядеть лица. Подсмотреть, как артист говорит сам с собой.
На арене иркутского цирка готовится к премьере гастролирующая труппа. Цирк Тиграна Акопяна - в пятёрке лучших среди пятидесяти коллективов Росгосцирка. Тигран - потомственный артист, на арене и за кулисами провёл 30 лет. В молодости был ассистентом Игоря Кио, в середине восьмидесятых учился в Московском цирковом и участвовал в известном на весь Союз номере воздушных гимнастов «Интеркосмос». У него - золотой приз Всемирного фестиваля циркового искусства в Москве и орден «серебряного орла» ООН. При этом нет звания ни заслуженного, ни народного. Его можно получить в балете, кино, на эстраде - где угодно, но не в цирке.
«АиФ в ВС»:- Тигран, в чём кризис российского цирка, на ваш взгляд?
- К нам перестали приходить зрители. Недавно познакомился с парнем, строителем. Он мне говорит: «Сто лет в цирке не был». Оказалось, в последний раз - года в четыре. Раньше об артистах цирка рассказывали с экрана - это же огромный труд! Теперь их место полностью заняла эстрада. И даже передача «Цирк со звёздами» - единственная за много лет - не о цирке, а о «звёздах». Вы не замечали, что стали нормой очереди на цирковом крыльце? Если нет денег, чтобы сходить в цирк всей семьёй, родители приводят детей, а сами гуляют или ждут на крылечке.
Тигран перечисляет потерянные за эти 15 лет жанры. Будь на свете цирковая Красная книга, туда бы занесли акробатов на роликах, акробатов-прыгунов, музыкантов… Вспоминает, что на постсоветском пространстве почти не осталось многих династий, которые насчитывали по пять поколений.
Периодически руководитель трупы прерывает наше интервью и уходит ассистировать своим артистам. У него ухоженные звери. Тигран говорит, когда деньги есть, грех не кормить. И соглашается, что многих зрителей распугали девяностые, когда голодали все цирковые - и двуногие, и четвероногие.
Несколько лет назад цирк Тиграна Акопяна уже был в Иркутске, тогда артисты бесплатно выступали на областном фестивале для детей из цирковых кружков. Сегодня пригласили на представление нескольких ребят оттуда. Тигран говорит, половина артистов приходит в российские цирки из таких студий. Столько же - из спорта. Есть цирковое училище, но оно одно на всю страну, и оттуда чаще уезжают работать за рубеж.
Из спорта пришла и Джульетта - омичка Анна Жукова. А её муж Илья - цирковой, или «опилочный», ребёнок. Формально он из Ростова-на-Дону, на деле - из тех, чья родина - Россия. «Ромео и Джульетта» под самым куполом - один из «гвоздей» программы Тиграна. И первым «шекспировский номер» несколько лет назад увидел Иркутск.
Временно Джульетта-Анна в программе не участвует: ждёт ребёнка. По стране она ездит с тринадцати лет. Половина жизни прошла в пути и в цирковых общежитиях. Почти каждый день, а иногда по несколько раз она висит без страховки на восемнадцатиметровой высоте, держась только за руки мужа. И по закону она защищена гораздо меньше, чем артисты балета, к которым и собираются приравнять циркачей.
Она говорит, что будет в цирке ещё долго. Воздушные гимнасты уходят на пенсию после 15 лет работы, остальные артисты - после 20. «На деле почти все остаются, - говорит Анна, - как можно уйти из цирка?».
- После представления часто спрашивают: вы умираете в конце? Да ни один артист не хочет, чтобы умирал его герой! А в цирке люди суеверные, здесь не переходят дорогу артисту, идущему на арену, не щёлкают на манеже семечки… И умирать, даже понарошку, не хочется. В нашем номере ангелы хотят забрать Джульетту, но она возвращается на землю. Поэтому моя Джульетта не умирает, она остаётся с Ромео.
Джульетта будет жить. И совсем скоро даст начало новой «опилочной» жизни.
Новый цирк
Каким же будет иркутский цирк после реформы? Директор учреждения Марина Путилина будущий закон комментирует осторожно. Убеждена в одном: нужно качнуть маятник - или отдать здание в собственность области, или получать деньги из Москвы. Иначе получается обидно и неуклюже - сооружению почти полвека, а ремонта не предвидится.
«АиФ в ВС»: - Говорят, что детям из цирковых коллективов стало сложнее попасть к артистам на мастер-классы.
- Всё возможно, пусть пишут официальное письмо и приходят, чтобы это было не в чьих-то личных интересах.
«АиФ в ВС»: - А можно ли привезти в Иркутск «Дю Солей»?
- Три года назад у нас был китайский цирк, а в ноябре по расписанию - монгольский, но таких знаменитостей, как «Цирк Солнца», встречать будет стыдно - в таком-то здании. Хотя есть ситуации и похуже. Во Владивостоке, например, нет общежития, и артисты живут в гримёрках...
P.S. И всё-таки оттепель началась. Например, год назад в Иркутске выступал Евгений Петров, который вернулся в Росгосцирк, отказавшись от головокружительной карьеры в Германии и Португалии. Его «колесо смерти» - один из лучших в мире номеров.
А «сюрпризовцы» всё же попали на встречу с «большими» артистами.
Кстати:
Цирковые представления в Иркутске дают с 1795 года. В 1868 в городе появился деревянный цирк (на фото), который вскоре сгорел. В 1964 году построили каменный цирк - первый на территории Сибири и Дальнего Востока.
За 47 лет в иркутском цирке побывало больше 5 миллионов зрителей.
Анонс:
Нужно ли приравнивать цирковых артистов к танцорам балета? Для чего иркутскому цирку независимость? Как провести на День города цирковую кавалькаду?
Задайте свой вопрос Алексею Шапошникову, артисту Государственного московского цирка, ученику Юрия Никулина, на нашем сайте irk.aif.ru.