Нынешний начинается 7 марта, продлится он до 23 апреля, 48 дней - 40 дней сам пост, и неделя - Страстная седмица, в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.
Великий пост имеет миссионерское происхождение. Первоначально эти 40 дней постились не христиане, а язычники - те язычники, которые хотели принять христианство и креститься. А крестили в древней церкви только несколько дней в году: на Рождество, на Пасху, но, прежде всего, в Великую Субботу перед Пасхой. Человек готовился к крещению очень ответственно, не просто так: между делом забежал в храм, покрестился и по-бежал дальше по делам. Крестились только взрослые люди, принявшие со всей ответственностью это твёрдое решение. И, в подражание Иисусу Христу, который 40 дней молился в пустыне, где не было ни воды, ни хлеба, они ограничивали себя в еде, веселье и праздности. Это была подготовка, в ходе которой человек должен был основательно перетряхнуть свою душу. Это было время его подвига, его молитв, его поста.
Пост должен начинаться с прощения. Примириться со всеми, простить все обиды и искренне забыть о них - первый шаг к очищению души и оправданию собственных грехов. Отсюда и произошёл обычай православных христиан испрашивать прощение друг у друга, поэтому воскресный день накануне Великого поста называют Прощёным воскресеньем.
Главная духовная задача поста - помочь очиститься душевно, направить свои помыслы в «доброе» русло, простить всех, забыть все обиды. Есть и ещё одна важная задача - под-держание здоровья человека.
Церковным уставом на время поста категорически запрещено употреблять скоромную пищу (от старорусского «скором» - букв. «жир»), точнее, ту пищу, которая откладывается в организме в виде жира, т.е. все продукты животного происхождения. Строгое соблюдение поста необязательно, это привилегия лишь монахов и священнослужителей. А современному мирянину достаточно придерживаться менее жёстких ограничений в количестве и качестве принимаемой пищи. Пост заставляет современного человека делать то, что ему делать некогда - заниматься своим здоровьем.
Каждый пост - это ещё и оздоровительная диета, направленная на укрепление иммунитета и улучшение обмена веществ. С биологической точки зрения, это очень грамотная традиция здорового питания. Воздержание от пищи животного происхождения благотворно влияет на работу желудочно-кишечного тракта - организм очищается от шлаков. Гастроэнтерологов считают, что даже двухнедельный пост заметно увеличивает количество эритроцитов в крови и расширяет сосуды.
С ухудшением качества пищи (мало домашних натуральных продуктов, большое количество пищевых химикатов) значение поста для поддержания здоровья резко возрастает. Поэтому Великий постотличная возможность разнообразить свой рацион натуральными продуктами растительного происхождения, вкусными и полезными блюдами.
Рецепты многих постных блюд сохранились со времен крещения Руси, передаваясь из поколения в поколение. Рецепты кушаний не менялись столетиями, лишь после конца XVII в них добавились новые овощи, поскольку до этого времени на Руси были широко распространены только капуста, репа, редька, свёкла, чеснок, лук, огурцы.
Из первых блюд славились щи, уха, рассольники. К горячим щам в пост подавали пироги с начинками из каш («Щи да каша - пища наша»). В постные нерыбные дни пироги пекли с грибами, горохом, репой, капустой и всевозможными ягодами, а в рыбные дни - с различными видами рыбы.
Интересно, уютно описывает детские воспоминания о первых днях Великого поста Иван Шмелёв в книге «Лето господне»:
«Отворяется дверь, входит Горкин (старый плотник) с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит и подымается кислый пар, - священный… Священный… - так называет Горкин. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет.
- Вставай. Милок, не нежься… - ласково говорит он мне, всовывая таз под полог. - Где она у тебя тут, масленица-жирнуха… мы её выгоним. Пришёл Пост - отгрызу у волка хвост.
Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост… Сегодня всё самое затра-пезное наденут, так «по закону надо». И грех смеяться, и надо намаслить голову, по за-кону, «для молитвы».
В передней, перед красноватой иконой Распятия, зажгли «постную», голого стекла, лам-падку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Надо очистить душу от всех грехов, и потому всё кругом - другое… Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до са-мой Пасхи.
Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, и мне велели надеть курточку с продранными локтями… От масленицы нигде ни крошки, чтобы и духу не было. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, - великопостные. В передней стоят миски с жёлтыми солёными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - та-кая прелесть. Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того всё вкусно? Будут ва-рить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой ,горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Кре-стопоклонной… мороженная клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох мочёный, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселём, а киселёк клюквенный с ванилью, а… великая кулебяка на Бла-говещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голу-бой икры, с маринованными огурчиками… а мочёные яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»… а грешники, с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с тёплою пустотой внутри! Неужели и там, куда все уходят из этой жизни, будет такое по-стное! И почему все такие скучные? Ведь всё - другое, и много, так много радостного. Поедем на «постный рынок», где я никогда не был… Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают:
- Пост, не смей!»