5 мая Александр Лазарев-старший должен был выйти на сцену любимого театра, чтобы сыграть роль Ивана Ивановича Перепенко в пьесе «Как поссорились...» по мотивам повести Гоголя, сообщают Вести. Но в этот день проститься с великим актером в театр Маяковского придут сотни друзей и поклонников Александра Сергеевича Лазарева.
После исполнения роли электрика Виктора Бойцова в спектакле «Иркутская история» по пьесе А. Арбузова Александр Лазарев «проснулся знаменитым». Охлопкову удалось пропитать этот спектакль уникальной энергетикой, полностью «выложиться»: достаточно сказать, что сам режиссер за несколько дней до премьеры слег в больницу. Пляска Лазарева–Бойцова в одной из центральных сцен (свадьба) стала эмоциональной вершиной спектакля. Сам актер так оценивает значение этой роли в своей судьбе: «Я в этом спектакле родился. Не попади я в «Иркутскую историю» – и я далеко не уверен, что моя жизнь сложилась бы так, как она сложилась на сегодняшний день».
Всего 2 месяца спустя после премьеры «Иркутской истории» на афише театра появляется название нового спектакля – «Время любить». Для своего персонажа – почти идеального и, казалось бы, малодраматичного молодого человека – Лазарев все же нашел живые и интересные черточки. Неслучайно в своем отзыве о спектакле один из рецензентов написал провидческие слова: «А. Лазарев – актер больших возможностей, пока еще скрытого темперамента; он может интересно проявить себя в будущем».
27 марта 1960 года его трогательный роман со Светланой Немоляевой, который влюбленные долгое время тщательно, но безуспешно скрывали, завершился свадьбой.
Далее в его творческой биографии был морской офицер Часовников в спектакле «Океан» (1961) по пьесе А. Штейна; Ясона в «Медее» Еврипида.
Триумфальный дебют Лазарева в «Иркутской истории», его роли молодых героев, в особенности Часовникова в «Океане», привлекли внимание кинематографистов. Первой работой А. Лазарева на киноэкране стала роль Янко в фильме «Вольный ветер» (1961).
Вся жизнь актера была связана с Театром имени Маяковского, но народная известность пришла к Лазареву благодаря кинематографу.
В том же году Лазарев впервые появился на телеэкране в короткометражном фильме «Время революции» (лента не сохранилась в архивах), где он сыграл революционного матроса, посланного в Палату мер и весов устанавливать «новое время».Первая крупная роль А. Лазарева в кино была связана с событиями войны – он сыграл командира партизанского отряда Федора в первом отечественном многосерийном телефильме «Вызываем огонь на себя» режиссера С. Колосова. Однако действительным началом его большой кинематографической биографии можно считать роль Евдокимова в фильме «Еще раз про любовь» (1968) режиссера Г. Натансона.
После выхода фильма «Еще раз про любовь» на экраны Натансон сказал о Лазареве: «По-моему, появился актер с большим будущим». Режиссер не ошибся: за годы успешной работы в кинематографе Лазарев снялся более чем в 50 фильмах, многие из которых заслужили искреннюю любовь зрителей: «Цветы запоздалые» (1970, доктор Топорков), «Демидовы» (1983, Петр I), «Челюскинцы» (1984, О.Ю. Шмидт), «Дети солнца» (1985, Вагин), «По главной улице с оркестром» (1986), «Село Степанчиково и его обитатели» (1989, Егор Ильич Ростанев), «Мелочи жизни» (сериал, 1992, Шведов) и другие.
С приходом в Театр имени Маяковского А.А. Гончарова в 1967 году начался новый этап творчества А. Лазарева. Ярким событием стал спектакль «Дети Ванюшина» по пьесе С. Найденова, где Лазарев виртуозно сыграл Константина – старшего сына Ванюшина. Игра Лазарева максимально вобрала в себя смысловое содержание спектакля, показывающего, что время Ванюшина прошло и наступает власть Константина – расчетливого, циничного, хищного.
Громким триумфом театра стал первый отечественный мюзикл «Человек из Ламанчи», где Лазареву предложили роль Сервантеса – Дон Кихота. Гончаров считает, что Дон Кихот стал «одной из вершин актерской биографии Александра Лазарева».
В 1977 году за исполнение главной роли в спектакле «Венсеремос!» по пьесе Г. Боровика
А. Лазарев был удостоен Государственной премии СССР. Актер тонко сыграл мучительные перемены в душе и миропонимании журналиста Карлоса Бланко.
Престижной 1-й премии и диплома 1-й степени был удостоен и спектакль театра на современную тему – «Долгожданный» А. Салынского. Ведущие роли в нем исполнили А. Лазарев и С. Немоляева, впервые сыгравшие на сцене мужа и жену.
Далее был генерал Хлудов, исполненный Лазаревым в «Беге» (1978). В 1980-х годах Лазарев играет в спектаклях по горьковской «Жизни Клима Самгина» (1981, Ротмистр), «...И порвется серебряный шнур» А. Казанцева (1982, писатель Певшин), «Маяковский начинается» М. Розовского (1983, Маяковский), «Завтра была война» (1985, Леонид Сергеевич Люберецкий). Вновь чрезвычайно успешным оказывается сотрудничество с П. Фоменко в «Плодах просвещения» (1985, Звездинцев). Ряд комедийных образов, созданных А. Лазаревым, пополнили его работы в спектакле «Смех лангусты» (1986, режиссер С. Яншин; Лазарев – Жорж Питу) и весьма успешном «Круге» (1988, режиссерский дебют в Театре имени Маяковского Т. Ахрамковой; Лазарев – лорд Клайв).
Следующий спектакль ученицы А. Гончарова Т. Ахрамковой – «Валенсианские безумцы» – закрепил за ней комедийную линию в репертуаре театра, а ее кульминацией стал спектакль «Шутка мецената» (1992) с Лазаревым в главной роли.
Постановка А. Гончаровым пьесы «Жертва века» (1994) по пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва» – своего рода «диалог со временем», попытка осмыслить происходящее «здесь и сейчас» на классическом материале. Работа над спектаклем шла в начале 1990-х годов, когда в стране разразился острый общественно-политический и духовный кризис: система нравственных ценностей была подмята коммерциализацией жизни, стремлением быстро обогатиться любой ценой. Лазарев с невероятным комедийным темпераментом сыграл в спектакле Лавра Мироныча – промотавшегося купца с не подобающим его положению апломбом. В 1994 году за этот спектакль А. Лазарев был удостоен премии Правительства Москвы в области литературы и искусства.
Главным событием сезона 1995 года стал спектакль Т. Ахрамковой «Кин IV» по пьесе Гр. Горина с А. Лазаревым в главной роли. Посвящена пьеса всевременной мучительности отношений художника и власти, неизменно актуальной в нашем государстве. За свою работу драматург и актер были удостоены самой престижной театральной премии – «Хрустальной Турандот». В последовавшем за «Кином IV» спектакле «Чума на оба ваши дома!» (1998), поставленном также Т. Ахрамковой и также по пьесе Гр. Горина, Лазарев играет синьора Монтекки, а С. Немоляева – синьору Капулетти. По отзывам критики, история взаимоотношений старших Монтекки и Капулетти «решена наиболее оригинально и неожиданно. Немоляева и Лазарев играют любовь, перешедшую в ненависть, и ненависть, так до конца и не победившую любовь».
Свой 60-летний юбилей А. Лазарев встретил признанным мастером актерского искусства, одним из корифеев и самых любимых публикой актеров театра и кино. Поныне он сохраняет отличный творческий тонус, играет в родном театре, которому верен более 40 лет (Анучкина в гоголевской «Женитьбе», Ноздрева и Хлобуева в «Мертвых душах», Федора Павловича Карамазова в «Карамазовых», в полюбившихся спектаклях «Чума на оба ваши дома!», «Кин IV», «Круг»), в кино, где его участие всегда означает появление на экране интересного образа.
В числе кинематографических работ А. Лазарева – роли в фильмах «Вызываем огонь на себя» (1964), «Такая короткая длинная жизнь» (1975), «Собственное мнение» (1976), «Хождение по мукам» (1977), «Бархатный сезон» (1978), «Через тернии к звездам» (1980), «Сказка, рассказанная ночью» (1981), «Берегите мужчин!» (1982), «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1985), «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» (1988), «Не сошлись характерами» (1989), «Арбатский мотив» (1990), «Тень, или Может быть, все обойдется» (1991), «Быть влюбленным» (1992), «Мужской зигзаг» (1992), «Хозяин “Империи”» (2001), «Желанная» (2003), «Смерть Таирова» (2004), «Место под солнцем» (2004), «Сестры» (2004), «Парк советского периода» (2005) и других.
А.С. Лазарев – народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, член Союза театральных деятелей (с 1962 г.), Союза кинематографистов (с 1973 г.), Российской академии кинематографических искусств «Ника» (с 2002 г.). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Петра Великого I степени, орденом Святого Князя Александра Невского, медалями за творческие достижения. Его именем названа звезда в созвездии Козерога.
Александр Сергеевич сумел реализоваться не только в профессии: счастливый брак с актрисой Светланой Немоляевой, любящий сын, продолживший актерскую династию. В 2008 году Лазарев-старший стал кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» третьей степени. Навсегда оставшись одной из ярчайших звезд на небосклоне отечественного театра и кино.
Соболезнования в связи с кончиной Александра Лазарева выразили президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин.
Досье:
Лазарев Александр Сергеевич родился 3 января 1938 года в Ленинграде, в семье художника. Отец – Лазарев Сергей Николаевич (1899–1984). Мать – Лазарева (Тарасова) Олимпиада Кузьминична (1907–1996). Супруга – Немоляева Светлана Владимировна (1937 г. рожд.), народная артистка РСФСР, актриса Московского академического театра имени Вл. Маяковского. Сын – Лазарев Александр Александрович (1967 г. рожд.), заслуженный артист России, лауреат Государственной премии РФ, актер Московского государственного театра «Ленком» и кино. Внуки: Полина, Сергей.