Сейчас существует огромное количество способов декора пасхальных яиц, но, пожалуй, самый трудоёмкий из них – резьба по скорлупе. Этим хрупким искусством профессионально владеют единичные мастера – слишком уж кропотливая и тонкая работа. Иркутянка Альбина Васильева освоила технику 15 лет назад, как сама признаётся, ради эксперимента.
С чего всё начиналось?
«В нашей семье принято дарить подарки «с изюминкой». И вот однажды я решила удивить сестру (она, кстати, самая строгая судья моего творчества) и изобразила её портрет на простом курином яйце. Выцарапала на коричневой скорлупке контур, насверлила гравёром вокруг ажурный узор - и всё, подарок к дню рождения готов! Кстати, тогда у меня ещё не было компьютера, интернетом я не пользовалась и про резьбу на яичных скорлупках не знала. По сути, «изобрела велосипед» сама, не зная, что есть уже и «мотоциклы», – рассказывает иркутянка.
А первооткрывателями, если верить интернету, считаются такие мастера мирового уровня, как Вен Фулэнг и Пу Деронг из Китая, Брайан Бейти из США, Бен Три из Вьетнама. Цены на их изделия доходят до нескольких тысяч долларов за одно яйцо. В России мастеров подобного уровня немного. В Приангарье профессионально занимаются этим видом искусства три-четыре специалиста.
«Я себя мастером не считаю. Впереди ещё столько тайн у хрупких скорлупок. Что-то мне удалось разгадать, а что-то только предстоит», – признаётся Альбина Васильева.
Для работы она использует чаще куриные яйца, причём коричневые – на них хорошо делать и рисунок, и объёмную резьбу. Но проще работать с гусиными – они больше и прочнее. Перепелиные и вовсе для настоящих умельцев.
Что нужно для работы?
Как же получается тонкое, ажурное кружево на хрупкой скорлупе? Процесс это не быстрый. В среднем на одну работу уходит от недели до месяца. Из инструментов и материалов нужны электрический гравёр, маленький острый нож или скальпель, лупа, а лучше очки ювелира с подсветкой, простой карандаш, акриловый лак (можно и прозрачный лак для ногтей), мягкая ткань или губка, чтобы подложить на стол.
Тонкая работа. Шедевры художественной резьбы по яичной скорлупе
Тонкая работа. Шедевры художественной резьбы по яичной скорлупе
Чтобы получить полое яйцо, его содержимое выдувают спринцовкой, затем скорлупу укрепляют лаком, сушат и наносят карандашом эскиз будущего рисунка. И тут начинается самый трудоёмкий этап – резьба. Сами понимаете, насколько терпеливым и осторожным нужно быть, особенно, когда уже дело идёт к финалу, и яйцо становится, как сито. Одно неловкое движение – и все труды насмарку.
«Такое у меня было не раз. Потому я не берусь резать на заказ. Во-первых, это ограничения по времени, во-вторых, приходится забыть о собственном видении будущего изделия. Когда режешь, чувствуешь, где какой толщины, прочности скорлупка. Она же неоднородная. Порой какую-то щербинку, бугорок лучше обойти, в каком-то рисунке их можно обыграть. Это надо чувствовать. Так, яйцо порой может подсказать или подкорректировать замысел. Здесь невозможно сделать две одинаковые работы», – уверяет мастер. По её словам, такое увлечение под силу каждому. Главное, чтобы было желание, терпение и время.
Как у большинства творческих людей, у Альбины Васильевой нет большой коллекции своих работ. Почти все яйца она дарит близким и друзьям. «Нынче, если из-за карантина не удастся повидаться с родными в день Пасхи, порадую их хотя бы фотографиями своих «шедевров», – говорит художница.
А в качестве подарка всем жителям Приангарья она выслала нам фото своих работ с изображением старой Тихвинской площади и Иерусалимской церкви Иркутска.
Кстати
Существуют различные технологии резьбы по яичной скорлупе. Чаще всего мастера работают по одной из них. Кто-то делает плоскостную резьбу, кто-то «царапает» портреты; кто-то создаёт скульптурные композиции, снимая лишний слой возле линий. Бывает, художник совмещает рисунок и резьбу.