Запах бересты и необработанного дерева витал в минувшую пятницу в Ремесленном подворье Иркутска. 31 мая там открылась очередная выставка работ коллективов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, имеющих звание «Народный». На этот раз иркутян удивляли мастера из Нижнеудинска.
Эксклюзив с берёзы
Сложно было отвести глаза от берестяных работ Владимира Антипенко – одного из старожилов клуба «Творчество» музейно-культурного центра Нижнеудинска. На выставку мастер привёз много туесков, посуды, уникальный самовар, рог для охоты на изюбра и необычайной красоты женский аксессуар – берестяную сумочку. Её то и дело «примеряли» посетительницы выставки.
«Прежде чем изготовить такую сумку, нужно сделать две деревянные болванки, чтобы изделие держало форму. А потом уже дело дойдёт и до украшательств. Она – настоящий эксклюзив: лёгкая и практичная, материал богатый, посмотрите какие у неё цвета», – рассказывает об изюминке коллекции автор.
Действительно, работа проделана колоссальная. На теснение и многочисленные аппликации ушло немало времени. Неслучайно своё изделие мастер оценил в 10 тысяч рублей. С такой сумочкой любая модница будет в центре внимания. Среди тех, кому приглянулся берестяной аксессуар, – и иркутянка Нина Медведок. Она долго рассматривала сумку, перекидывала через плечо, открывала, переворачивала и даже нюхала. По её мнению, чтобы создать такую вещь, нужно быть инженером.
«Все работы этого мастера просто идеальные. Мало того что здесь нужен физический труд и умение строить правильные чертежи, так тут ещё и воображение должно работать. Чтобы вот эти завитушки появились на бересте, надо чтобы они «завивались» сначала в голове», – восхищается гостья.
Кстати, среди работ мастера есть ещё один предмет женского гардероба. Однажды молодые дизайнеры из Ангарска, вдохновлённые творчеством Владимира Антипенко, попросили его сделать жилет для театра моды. Сначала он отказался, побоявшись не справиться с выкройкой, но с ней помогли, и необычная вещь появилась на свет.
Работы Антипенко заинтересовали ещё одного посетителя выставки: иркутянин Александр Кокин специально пришёл в Ремесленное подворье, чтобы получить совет от народного мастера.
«Недавно я начал заниматься обработкой бересты и пришёл сюда спросить, как сделать замок для туеска», – говорит он. Кстати, молодой человек уже несколько лет занимается чеканкой, но считает, что береста сейчас больше пользуется спросом у ценителей народного творчества, да и работать с мягким природным материалом легче, чем с металлом.
Учились у мастеров
Клуб «Творчество» в Нижнеудинске создали в 1984 году. Сейчас он объединяет 45 человек, которые занимаются гончарным делом, ткачеством и вышивкой, обработкой дерева и бересты, созданием тряпичных кукол и другими народными ремёслами.
Руководитель клуба Мария Онучкова уверена, что в деле каждого мастера, чем бы он ни занимался, главное – смелость.
«Творческий человек не должен «трусить», ведь создавать что-то с мыслью «а вдруг не получится» нельзя. Мои коллеги смело берутся за дело, поэтому, глядя на их изделия, от изумления можно открыть рот», – рассказывает она.
С этими словами соглашается её коллега Виктор Четвергов, добавляя лишь то, что работать нужно внимательно и не торопясь, тогда всё будет получаться. Он на деле показал иркутянам, что усидчивость и старание помогают в ремесле, проведя для всех желающих мастер-классе по изготовлению щепной птицы – той самой, которая должна висеть в каждой избе под потолком и нести счастье в семью.
Заготовки из сосны Виктор Александрович сделал заранее, чтобы посетители смогли быстро создать «пернатых» и унести их домой. А вообще, по его словам, чтобы сделать одну небольшую птичку, понадобится около четырёх часов: сначала надо изучить брусочек, как расположены волокна, потом расщепить его, вымочить в воде….
Однако с помощью опытного мастера с работой справлялись даже десятилетние мальчишки.
А руководитель клуба Мария Онучкова, по её словам, особую любовь питает к изготовлению тряпичных кукол. Поэтому неудивительно, что для иркутян она провела мастер-класс по созданию кукол из ткани и джута. Под её руководством и пятилетняя мастерица уверенно скручивала цветные лоскуты для кукольного платьица.
А ещё Мария Ивановна показала гостям выставки своих кукол-шелупонек, пояснив, что шелупоньки – это семечки. Она назвала их так не потому, что они маленькие, а потому что их много и все они похожи друг на друга. Отличаются только некоторыми деталями.
«Это моя любимая серия. Все они у меня расшитые, я очень люблю вышитую куклу. На фартуках у них знаковые славянские символы. Вот тут жених и невеста, тут Макошь, здесь – плодородие, дождик и земля. И на каждой кукле обязательно - бабушкины кружева», – рассказывает мастерица, обнимая своих кукол.