Мялка, вьюшка, дерюга, чёсок, костра, опуток, комель – наверняка большинство современных горожан затруднятся ответить, что значат эти слова или хотя бы к чему имеют отношение. Да что там горожане, для многих селян – это тоже абракадабра.
Оказывается, все эти мудрёные названия связаны с выращиванием и обработкой льна. Например, с помощью мялки отделяют волокна льна от жёсткой оболочки – костры, дерюга и чёсок нужны для расчёсывания пушистого волокна, вьюшка – для сматывания готовых ниток, опутком называют пучок, по которому смотрят, высох ли лён, улежался, а комель – это нижняя часть стебля.
Сибирский шёлк
Сейчас трудно представить, что раньше у каждой избы, за околицей каждой деревни в Приангарье голубела широкая полоска льна – сибирского шёлка. Крестьянская семья традиционно выращивала эту культуру, в начале осени хозяйки вязали лён в снопы, затем вымачивали, сушили, вручную трепали и пряли пряжу. Из готовой нити ткали полотно, которое пускали на рушники, полотенца, скатерти, простыни, рубахи и сарафаны. Из семян выжимали масло, начёс (отходы производства) использовали для подстилки домашнему скоту.
Со временем льняной промысел в Сибири ушёл и забылся, но не умер. Неравнодушные народные умельцы переняли опыт старожилов и по крупицам возродили льноводство, пусть пока в отдельно взятом селе, зато с соблюдением всех канонов и правил. Ремесло своих предков уже 10 лет восстанавливают мастера из Центра славянской культуры посёлка Атагай Нижнеудинского района. Наш корреспондент познакомилась с ними на выставке «Полотняная река», которая сейчас проходит в Ремесленном подворье в Иркутске.
«Вырастить лён оказалось целой наукой, – признаётся руководитель Центра Любовь Ванцай. – Чтобы освоить весь технологический процесс, понадобился не один год. Первые посевы мы сделали в 2008 году на грядке в своём домашнем огороде, семена купили в аптеке практически наугад. Осенью собрали неплохой урожай и получили первую грубую рогожную нить. В идеале нить должна быть такая тонкая и гладкая, что легко проходит в игольное ушко. На следующий год сделали всё то же самое, но лён не уродился, а весь ушёл в веник, получить из толстых жёстких стеблей волокно не удалось. Оказывается, мы просто ошиблись с сортом: для ткачества подходит только лён долгунец, а для производства масла – лён кудряш».
«Ты удайся, удайся, ленок!»
Неудача не отпугнула предприимчивых сельчан. Они стали советоваться со старожилами, изучать подробно технологию, искать хорошие семена. Среди местных жителей Атагая нашлась 80-летняя бабушка (в этом году она отпразднует уже 90-летний юбилей) Мария Андреевна Дмитриева, которая помнит и знает все премудрости льняного производства. Она-то и взялась курировать задуманный проект.
«Осенью 2012 года нам из Пятигорска прислали два килограмма семян. В начале лета мы посадили лён, как учила тётя Маша, – часть под тяпку, часть просто рассыпали и заборонили. И с нетерпением стали ждать результата», – вспоминает Любовь Анатольевна. По её словам, жизненный цикл льна от семени до полотна долгий и трудный, как жизненный путь человека. Сеют лён строго после Николы – 3 июня. В народе говорят: «Кукушка закуковала – пора сеять лён».
Эта культура неприхотлива в уходе – поливать её не надо, полоть тоже. Главное – посадить погуще, чтобы сорнякам негде было пробиться. Цветёт лён очень красиво – голубым морем. Цветочки распускаются вместе с восходом солнца, а после обеда закрываются, образуя коробочки.
Убирают урожай с 3 по 6 сентября. Дело это нелёгкое – нужно рукой захватить стебельки у самой земли и вырвать с корнем пучок, несколько горстей связать в сноп и оставить на поле сушиться.
«Как научила баба Маша, мы сохраняем весь старинный обряд: идём с иконой, под молитву делаем первый сноп, выдёргиваем из него несколько стебельков и привязываем за пояс – чтобы спина не болела. Ведь лён любит поклон», – говорит мастерица.
Дальше подсохшие снопы нужно на 2-3 недели замочить в ручье, запруде или просто в корыте, придавливая сверху камнями, затем вытащить, снова высушить и только потом приступать к обработке. Сушили лён в бане, под навесом, а самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и раскладывали на широкой русской печи. На этом этапе лён имеет неказистый вид: тёмный, сухой, ломкий и занозистый. И только сами мастерицы знают, как идёт превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань.
Сначала нужно оббить стебель мялкой, затем вручную обтрепать от жёсткой оболочки, дважды прочесать: после первого прочёса получается пушистая толстая кудель, после второго – более тонкое волокно. Дальше можно садиться за прялку. Раньше был обычай ходить прясть к соседям, в другой дом, потому что на людях за станком не задремлешь, будешь стремиться сделать не меньше других. Да и за разговорами, шутками, песнями утомительная однообразная работа спорилась быстрее. В Атагае прядут прямо в Центре славянской культуры, обучая этому непростому ремеслу ребятишек. Пробуют многие, но по-настоящему влюбляются в дело только самые усидчивые.
Мал урожай, да дорог
Наконец, наступает момент, который завершает долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна: хозяйки садятся за ручной ткацкий станок, из-под которого выходит готовый тёмно-серый холст. Чтобы его отбелить, весной полотно выносят на улицу под первые солнечные лучи.
Нижнеудинские умелицы ткут из льна рушники, полотенца, шьют маленькие сумочки, обрядовые куклы и плетут пояса. На льняных полотнах женщины повторяют старинные орнаменты и узоры в различных техниках вышивания. Все изделия – штучные, они не продаются ни за какие деньги, а создаются исключительно для пополнения экспозиции. В мечтах у мастериц – сделать себе традиционные русские костюмы из льна, выращенного и обработанного своими руками. Но пока объёмы производства не позволяют: на один рушник уходит два больших клубка ниток - это целый урожай со средней грядки.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть