Шаман в золотистом головном уборе бьёт в зелёный бубен на фоне голубого неба. Когда смотришь на картины Бато Дашицыренова, посвящённые шаманам, как будто бы видишь на полотнах всю бурятскую степь: чистое небо, светло-зелёную траву, через которую проглядывает неровная охристая земля. Все оттенки словно чуть подсвечены утренним солнцем, они очень лёгкие и нежные, как и отношение автора к своему народу.
Бато Дашицыренов ушёл из жизни очень рано, ему было всего 49 лет, но он к этому времени уже стал признанным мастером. Его картины и скульптуры выставлялись не только в родной стране, но и в США, Японии, Нидерландах и Франции. Удивительно, но при жизни художника прошли всего две его персональные выставки: в 2005 году – в Санкт-Петербурге и в 2008-м – в Иркутске. Спустя 11 лет творения Бато вновь вернулись в город на Ангаре, их объединили под названием INTOНация.
Путешествие по легендам
Название выставки – игра слов: английского «into», которое переводится как «вовнутрь», и русского – «нация». И правда, глядя на произведения, думаешь, что художник как будто бы становится проводником по миру бурятских мифов и легенд. В экспозиции есть цикл полотен с таким названием – «Легенда». На одной из картин изображён шаман, исполняющий обряд. Он отбрасывает большую тень в виде силуэта орла, она словно бы наполнена голубым небом с облаками. У бурятского народа есть предание, что если во время шаманского обряда над степью пролетает большая птица, то это – добрый знак. Роль пернатых в шаманизме в принципе очень важна, ведь они считаются одними из главных духов-помощников.
Сам Бато вспоминал, что шаманская тема появилась в его творчестве после работы над эскизами костюмов к спектаклю «Шаманские сновидения», который поставили в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета в 1998 году.
Основная работа мастера была связана с театром, он сотрудничал не только с учреждением в родной Бурятии, но и возглавлял художественные мастерские Мариинки в Санкт-Петербурге. Теперь над декорациями к спектаклям в этом прославленном театре северной столицы трудится сын Бато – Арсалан. Он специально приехал в Иркутск к открытию персональной выставки отца.
«Как я люблю шутить, мой папа – художник, мама – математик. Куда мне оставалось идти? В архитектуру! Я окончил архитектурный факультет в Санкт-Петербурге, работал в разных мастерских, а потом меня случайным образом занесло в Мариинский театр. Так получилось, что я продолжаю дело отца», – говорит Арсалан.
Семья – источник жизни
На выставке в Иркутске решили сделать отсылку к театральному труду мастера. Разделили его творения на четыре сцены, самой яркой и глубокой из которых стал зал, посвящённый материнству: здесь представлены картины и скульптуры, которые в нескольких словах очень сложно описать, настолько они необычные. В образах женщин, которых изображал Бато Дашицыренов, чувствуется обращение к разным культурам и эпохам истории человечества. Силуэты нарисованы будто бы поверх петроглифов в пещере древнего человека, но по цветам, которые использовал мастер, скорее похожи на творения постмодернистов XX века. Некоторым зрителям картины и вовсе напоминают рисунки маленького ребёнка. Возможно, художник сделал это намеренно, ведь мать неразрывно связана со своим малышом.
Все произведения, выполненные в этой серии, мастер пронумеровал и объединил под общим лаконичным названием – «Материнская линия». Это древняя, почти забытая форма организации общества, означающая, что главное действующее лицо в истории семьи – женщина. Видение Бато дополняет его цитата: «Мне хочется постичь универсальность структуры человеческого рода. Суть древнего мифа о матери как источнике жизни, олицетворении возрождающейся и умирающей природы…Материнская линия не имеет начала и конца, она продолжается…»
О постмодернистской сути скульптур говорит материал, из которого они изготовлены, – это не бронза и не дерево, а… пластик.
«Раньше не было таких красивых названий в театрах, как сейчас, к примеру, «отдел инновационных технологий», – говорит Арсалан. – В 2000-х годах, когда театры переходили на новые технологические решения, мастера сами искали их – использовали для декораций в том числе пластик, стеклопластик, мочевину. Отец тоже в этом участвовал, он решил применить необычные материалы и в своём творчестве.
Арсалан, проводя экскурсию по этой «материнской сцене», заметно волнуется, видно, что он сам до сих пор переосмысливает творчество отца.
«Мне сложно рассказывать. Работы своеобразные, их с первого раза «не расколешь»: они вроде бы простые, лаконичные, но при этом образы очень сложные, глубокие. Я вижу в них даже обереги-тотемы, которые есть в культуре многих народов», – говорит Арсалан.
Одну из картин, которая есть на выставке, молодой человек привёз из своего дома, он говорит, что она - самая любимая из творений отца. Называется полотно «Зов предков». На берегу сидит мальчик с книжкой и пускает бумажный кораблик по воде, а за спиной у него – туманные очертания могучих воинов – его предков. По семейной легенде, этот мальчишка и есть Арсалан.