Для местного населения это было настоящим богатством, из блестящих монет они делали ожерелья, украшали ими одежду. Так и появилась в XVI-XVII веках Голуметь место, купленное за «голую медь».
Со временем населённый пункт стал самым настоящим торговым центром, куда отовсюду съезжались купцы. Бурно развивалась промышленность, процветало сельское хозяйство. Правда, сейчас это лишь воспоминания, бережно зафиксированные в летописных документах. Тем не менее, крупное сельское поселение Черемховского района, которое населяют свыше 2,5 тыс. человек, язык не повернётся назвать увядающим - при желании каждый может найти работу и обзавестись подсобным хозяйством. О том, чем когда-то славилась Голуметь и чем сегодня поражает приезжих, корреспондент «АиФ в ВС» расспросила людей, неравнодушных к будущему своей малой родины.
Торговцы и мятежники
Фото: Марии ОГНЕВОЙ |
С жаром, огромным старанием и чуточку волнуясь, об истории родного края мне рассказали голуметские школьницы. Девочкам не впервой выступать в роли экскурсоводов в национальных костюмах и водить гостей по залам краеведческого музея, разместившегося в трёхкомнатной квартирке на территории их учебного заведения. Сразу видно: такая «нагрузка» им по душе. А всё благодаря хранительнице экспонатов и по совместительству учителю истории Наталье КУЛАКОВОЙ, которая своей неуёмной энергией и патриотизмом, кажется, способна «заразить» кого
угодно.
- У меня и мальчишек много в группе. Проводим с ними тематические экскурсии, например, об истории самовара, чаепития в Сибири, о русской избе и печке, - с гордостью рассказывает педагог. - С не меньшим интересом слушают посетители и о непростой судьбе самой Голумети. Раньше её называли «селом сорока восьми купцов». Конечно, они не все тут жили, только несколько, остальные приезжали, к примеру, из Иркутска или Черемхова, держали здесь свои лавки. Вообще через наше село проходил торговый путь в Монголию, поэтому оно было своего рода перевалочной базой. Местные скупали у монголов кожу, различные ткани, а им продавали соль, мыло и другие необходимые товары. К концу XVIII века Голуметь превратилась в богатое купеческое село. Кстати, именно поэтому здесь во время Гражданской войны сформировался центр повстанческого движения - зажиточные крестьяне противились установлению советской власти.
«Сибирский Шаляпин» и К0
Впрочем, в нынешнее время «мятежный» дух в селе особо не чувствуется: жизнь идёт своим чередом, население стареет, молодёжь уезжает.
- А ведь все условия для жизни есть: почти 200 дворов стоят заброшенных, земля хорошая - обрабатывай и разбивай огород, да ещё речка рядом, - говорит глава поселения Леонид ЗАВОЗИН. - Дома для молодых специалистов по программе строятся, две школы действуют, два детских сада, больница, связь, транспорт, крупные крестьянско-фермерские хозяйства, даже спортивный клуб «Атлант» с бассейном.
Да и в культурном плане Голумети есть чем похвастаться. Взять самобытный народный театр «Радуга», который объездил с гастролями множество деревень и сёл Приангарья. Первый спектакль под руководством талантливого режиссёра и поэта, воспевающего красоту голуметской природы, Иннокентия Пшеничникова был поставлен ещё в 1962 году. И хотя идейный вдохновитель ушёл на заслуженный отдых, его «детище» продолжает развиваться, приглашая на сцену всё новых и новых артистов.
Самыми добрыми словами вспоминают в Голумети и ещё одного одарённого человека - «чудака» Георгия Петровича Романенко, которого, увы, уже нет в живых. Одарённый талантом художник-самоучка, он всю до копейки пенсию тратил на краски и материалы, а потом раздаривал картины друзьям и знакомым. «На что жил? Не знаем!», - признаются местные.
Но в первых рядах самых известных и всеми уважаемых уроженцев Голумети, конечно же, идёт «сибирский Шаляпин», заслуженный артист России Леонид Михайлович ХАРИТОНОВ. Будучи солистом Краснознамённого ансамбля песни и пляски имени Александровна, он объездил с концертами весь мир, пел с французской знаменитостью Мирей Матьё, выступал в доме-музее Шаляпина. К слову, с семьёй первого баса России «бас из Голумети» дружит очень давно: дочь легендарного певца даже подарила Харитонову отцовский рояль, который и по сей день стоит в его квартире и звучит так же величественно, как много лет назад. Несмотря на популярность, Леонид Михайлович регулярно приезжает на родину и чем может помогает односельчанам.
Святая миссия…невыполнима?
Особо благодарны знаменитому земляку за внимание и финансовую поддержку священник Димитрий БЕЛЬКОВ и матушка Анна, которые вот уже десять лет занимаются восстановлением уникального и некогда красивейшего Свято-Никольского храма, выполненного в неповторимом русско-византийском стиле.
Фото: Марии ОГНЕВОЙ |
- Когда в 2001 году мы переехали сюда по направлению митрополита Иркутского и Ангарского Вадима, перед нами открылось печальное зрелище: здание церкви, возведённое в начале XX века, оказалось практически разрушено. И это при том, что оно значилось в списке памятников истории и культуры, а с сельсоветом был заключён договор на его охрану. Вместо этого сначала там устроили зерносклад, потом строение стали потихоньку растаскивать (сорвали добротные половицы, разрушили карнизы, сломали оконные решётки с фигурными крестами), в итоге святое место превратилось в пастбище для скота, - еле сдерживая слёзы, вспоминает матушка.
Всё, что удалось на сегодняшний день сделать - вдохнуть новую жизнь в купола, установить колокола, привести в порядок стены, фундамент, пол - всё лишь пожертвованиями прихожан и усилиями батюшки, который лично ездил и договаривался с рабочими, искал спонсоров. А дело это не из лёгких. Это раньше купцы-меценаты не скупились, вкладывая колоссальные средства в строительство тех или иных знаковых объектов, потому и Свято-Никольский храм «вырос» за каких-то три года. Сколько сейчас понадобится десятилетий на его реставрацию с учётом росписи, как говорится, одному Господу известно.
Между тем хватает у матушки Анны и других хлопот. Так, она организовала при небольшом действующем приходе воскресную школу для детишек из неблагополучных и многодетных семей, с которыми они ставят спектакли, изучают закон Божий, основы православной веры и историю, занимаются бисероплетением и вышиванием.
- Мы принимаем деток с трёх лет, одеваем их, обуваем, кормим, - рассказывает матушка. - Главная наша цель - сделать так, чтобы церковь для них не была пугалом, а, напротив, стала неким убежищем, прежде всего духовным.
Кстати
С 2003 года в Свято-Никольский храм стали возвращаться утраченные образа. Одну из икон Святого Николая добрые люди выкупили из антикварной лавки в Иркутске, у другой - куда более драматичная история. В 1934 году, когда богоборцы громили церкви, в Голуметь направили специальную группу, призванную уничтожить храм. Но её руководитель позволил жителям окрестных деревень в течение трёх дней забрать иконы и церковную утварь. Марфа Иванова, родная сестра матери Леонида Харитонова, примчалась в Голуметь из Нижней Ирети и спасла несколько святых образов, среди которых была и икона святителя Николая Чудотворца. Почти 40 лет она хранилась в амбаре, после чего сын женщины Виктор, углядев эту «доску», приспособил её у входа в сени ликом вниз, набросив сверху старую тряпку, о которую гости вытирали ноги. Когда она обнаружила эту доску-икону, то была просто потрясена. И срочно отправила образ в Москву, где в течение двух месяцев реставратор занимался его восстановлением. А на многих иконах остались следы от пуль и ударов топора.