Иркутск, 19 декабря – Аиф-ВС. Прозаик уверен: несмотря на забитый цветной макулатурой книжный рынок, вдумчивый читатель ещё сохранился. Да, он стал другим - технический прогресс стремительно наращивает информационную нагрузку, но это делает человека ещё более требовательным к художественному слову.
Задыхаясь от растерянности
- Нередко читатели видят за фразой больше, чем просто описание событий или героев повести, - говорит литератор Александр СЕМЁНОВ. - И когда делятся своими впечатлениями, то очень точно раскрывают образы. Понимают несказанное, словно читают между строк. Есть у нас ещё такой читатель - что бы там ни говорили.
На точность и весомость письма Александра Семёнова, не использующего излишних средств воздействия на читателя, обратил внимание Валентин Распутин. «Это спокойствие, эта сдержанность несут в себе такой заряд чувств, что начинаешь задыхаться от растерянности», - отмечает классик мировой литературы в своём вступительном слове к двухтомнику Семёнова.
АиФ-ВС: - Александр Михайлович, насколько творчество современного российского писателя доступно читателям?
А.С.: - Часто бываю в книжных магазинах с намерением купить новую книгу, открыть для себя нового автора. Не могу найти - листаю многие книги и ставлю на место. Я не говорю о детективах и бульварных романах. Этого в избытке. Зато порой даже книгу Распутина не встретишь! Однажды мы были с Валентином Григорьевичем в Женеве в литературной поездке. Одна женщина, узнав о предстоящей с ним встрече, утром заказала по Интернету томик с его произведениями, а вечером уже читала книгу. В Европе Распутин доступнее, чем у нас.
Да и за рубежом другое видение русских классиков. Французский историк литературы Жорж Нива специально приехал в Женеву, чтобы познакомиться с Валентином Григорьевичем, а интересовался он тем, насколько может быть по-человечески одинок писатель такого уровня. После этого я сам стал иначе смотреть на нашего великого земляка. Вот была встреча российских писателей с главой государства. Присутствовал и Распутин - сидит в уголочке совершенно одинокий человек…
«Горит и очищает душу»
АиФ-ВС: - В продолжение темы детективов и бульварных романов. Доводилось покупать?
А.С.: - Как-то в гостинице собрал целую стопку подобных романов. Люди оставляют их там, где прочитали, - в фойе, в номере, повсюду. Я подобрал… Может, грубо прозвучит, но это такая «хренобредь», как говорили у нас в «Советской молодёжи» по поводу отдельных текстов, которые приносили в редакцию.
Почему-то в основном женщины пишут. Словесная каша, замешанная на пиве, куреве и всякого рода ужасах. Понимаю, что прежде чем напечатать, книгу пропустили через густой редакторский гребень. Но даже после того, как над ней поработают профессионалы издательского дела, на выходе всё равно получается что-то непотребное. Никакого отношения к литературе это не имеет.
АиФ-ВС: - Люди зарабатывают.
А.С.: - В советские времена государство зарабатывало на писателях столько, что сегодня никакому бизнесмену не приснится. Очередь в издательский план растягивалась на годы, печатались произведения десятков тысяч авторов миллионными тиражами. Книги активно выписывали, они не залёживались в магазинах, расходились по библиотекам, школам. Получая процент от издательства, Союз писателей зарабатывал, а не выпрашивал у государства деньги. Вот это был настоящий издательский бизнес, выражаясь современным языком.
Бульварные издания не принесут таких доходов. Всё большей популярностью пользуется историческая, публицистическая литература. Недавно купил книгу «Несвятые святые». Прочитал и обомлел. Сочный, русский, спокойный язык. Автор, отец Тихон (Шевкунов) описывает свой религиозный путь через любовь к людям, к своей стране. Уже продано более миллиона экземпляров! Потребность в такой литературе очень велика.
АиФ-ВС: - Потребность в религиозной литературе?
А.С.: - Если прочитаете переписку двух Иванов - писателя Ивана Шмелёва и философа Ивана Ильина, то найдёте там такие строки: «Истинное искусство всегда философично, всегда метафизично и религиозно. Горит и жжёт и очищает душу». Религиозно! Ильин полузабыт, а ведь он величайший философ XX века. Иногда его видение мира транслируют в своих выступлениях наши высокие руководители. Спичрайтеры вкладывают в их речи мысли философа. И Шмелёв, и Ильин пережили страшные времена, но сохранили чистыми свои души. Когда они говорят об очищении души через философичное, метафизичное и религиозное искусство, они говорят и о своём личном опыте.
Герой нашего времени
АиФ-ВС: - Александр Михайлович, какой он - герой нашего времени? О чём думает, что ценит, к чему стремится?
А.С.: - Было бы выгодно, обладая каким-то литературным талантом, сделать героем произведения предпринимателя, написать о нём трилогию. Но боюсь, что получится страшная история. Мне интересно исследовать путь человека к вере: как он пришёл к этому, почему? Может быть, это и есть герой? Не знаю. Пока в поиске.
У нас много хороших людей, однако, их не видно в наше стремительное время перемен, как не видно чистой воды во время дождей, когда сломанные ветки, кора и грязь закрывают поток. Дождь льёт уже много лет. Он практически полностью смыл деревню. Я не имею в виду «…дома и улицы, бегают по ним курицы». Мы потеряли духовный настой, который веками собирался народом.
Когда президент в своём послании сказал, что надо укреплять духовность, первая мысль, что пришла: «А не поздно ли?» Такие скрепы, как нравственность, религия, духовность, вынуты из человека, и он начал рассыпаться.
АиФ-ВС: - Что может сделать писатель в этой ситуации?
А.С.: - Работать по совести и справедливости. Но беда в том, что даже если ты напишешь гениальную вещь, она останется лишь в рукописи. Более 90 процентов авторов не в состоянии издать свои книги. Государство могло бы помочь им через Союз писателей, но вот уже 20 лет, как между Союзом и властью нет понимания. Многие гражданские институты на выборах в первых рядах поддерживают власть, но Союза писателей России среди них вы не увидите.
Нельзя сказать, что государство совсем отказалось от писателей. Но помощь минимальная, хотя есть и исключения из правил. Когда несколько лет назад был в Орловской губернии, с удивлением узнал, что там неработающим писателям оказывается финансовая поддержка, выделяются значительные средства на издательские дела, выплачиваются премии.
АиФ-ВС: - А как у нас?
А.С.: - В Иркутской области нет такого размаха. Как-то задал вопрос: почему мы торопимся принимать авторов в Союз, ведь по их творчеству ещё не видно, что они состоялись как писатели. Прозвучал ответ: «А вот тот Союз (Союз российских писателей. - Прим. ред.) принимает и увеличивается, а мы уменьшаемся. А деньги-то министерство культуры с головы выдаёт». Вот о чём приходится думать.
Зато у нас проводится Всероссийский фестиваль «Сияние России». Писатели имеют возможность встречаться с читателями не только в городах, но и в отдалённых районах. Это так важно для деревенских ребятишек - когда перед ними говорят писатели и поэты!
Сейчас в большинстве муниципалитетов творчество местных писателей включается на уровне школ в образовательную программу. Когда приезжаешь на встречи со старшеклассниками, которые уже знакомы с твоими произведениями, разговор случается особый. Так формируется умный, спокойный, русский читатель.