Появление железной дороги дало мощный толчок развитию туризма во всем мире, в том числе в Сибири. И хотя возможности для путешествий стремительно расширялись, далеко не каждый иркутянин мог позволить себе отправиться на отдых в Европу или же посетить Петербург и Москву. О том, где отдыхали иркутяне и что обычно брали в дорогу, рассказывает Елена Мурашова, научный сотрудник Музея городского быта.
В то время удалённость Сибири от центра ощущалась гораздо острее, поэтому для отдыха выбирали в основном местные курорты: минеральные источники Усолья, Туркинские минеральные воды в Горячинске, Нилову Пустынь и Аршан. Находились и те, кто готов был отправиться на Алтай, в Белокуриху.
Ездили на минеральные источники в основном летом - люди стремились вырваться из душного города, чтобы отдохнуть от изнуряющей жары и пыли. Поскольку Иркутск той эпохи был достаточно мощным торговым узлом, иркутяне в большинстве своём жили в достатке и могли позволить себе отдых на ближайших курортах.
Путешествие тогда было предприятием долгим и обычно длилось месяц, а иногда могло растянуться и на всё лето. Каждая поездка требовала основательной подготовки, так что собирать чемоданы начинали заранее. Процесс этот также был небыстрым и мог занимать полмесяца, если не больше.
Дама сдавала в багаж…
Вещей в путешествие брали всегда много, особенно дамы. Они везли с собой различные предметы гардероба, платья на все случаи жизни – для прогулок, для тенниса, для катания на велосипеде, для вечера. Так, в багаже насчитывалось до 10 видов одних только платьев, а ведь к ним ещё требовались всевозможные аксессуары – перчатки, чулки, зонтики. Поэтому чемоданов брали несколько – обычно три-четыре, дополнительно везли шляпную коробку, куда помещалось до трёх шляп.
Кстати, чемоданы были нескольких видов. Одни изготавливались из дерева, другие – из кожи. При этом деревянные были намного легче и дешевле кожаных. Существовал и такой чемодан как кофр дорожный, или дорожный гардероб. В нём можно было развесить одежду прямо на вешалках, а в выдвижные ящики что-нибудь сложить, например, обувь.
До появления чемоданов путешественники активно пользовались сундуками – они были более громоздкими, с неудобными крышками. На больших сундуках можно было даже спать в дороге. Неудобство сундука компенсировалось его вместительностью, а сложенная в него одежда не мялась.
Путешественника того времени нельзя было представить без дорожных несессеров, в которые можно было сложить абсолютно всё – бритву, расчёску, носовые платки, косметику, всевозможную бижутерию. Дамы укладывали в них ещё и швейные наборы. Несессеры различались размерами – могли быть как компактными, так и громоздкими, но все – одинаково тяжёлые.
Отправляясь в путешествие, дамы обязательно брали с собой грелку для рук со специальным порошком внутри. Ее сначала нагревали на печи, а потом уже складывали в муфточку, благодаря чему руки путешественниц не мёрзли.
Люди менее состоятельные в довершение ко всему везли с собой утюг. Богатым такой предмет быта был без надобности, поскольку их и так было кому обслужить.
В дорогу брали даже патефон – небольшой по размерам, потому удобный в транспортировке. Пластинки для них были такими же маленькими, и помещалось на них всего две мелодии.
Животных, кстати, тоже старались брать с собой – чаще всего это были маленькие собачки.
Фото: Музей городского быта
На лошадях, пароходе или поезде
Долгое время, вплоть до 30-х годов XX века, широко распространенным средством передвижения оставался гужевой транспорт. Однако ездить на нём нужно было очень осторожно – путники нередко становились жертвой бандитов, особенно на пути из Тельмы в Усолье.
Поездка на своих лошадях обычно занимала больше времени, потому что обеспечивать их кормом, питьем и отдыхом путешественникам приходилось самостоятельно. Зато это давало им возможность распоряжаться временем по собственному усмотрению. Если путешественники решали отправиться на почтовых лошадях, они вынуждены были менять не только лошадей, но и тарантас.
Существенно упростило жизнь путешественникам появление пароходов в конце XIX века. Иркутяне теперь могли спокойно добираться на пароходе до Усольских вод или до Горячинска.
Примерно в это же время, на рубеже веков, появилась железная дорога. Первый поезд назывался «Сибирский экспресс» и доезжал до Петербурга из Иркутска всего за 9 дней. Новый вид транспорта сразу же полюбился многим путешественникам, хотя и был не из дешёвых. Существовало разделение на три класса. Самый комфортабельный и дорогой класс – первый. Пассажиры этого класса могли заказать горячую ванну, у них был доступ к тренажёрному залу и библиотеке. Часть вагона находилась в их распоряжении, им предоставлялась своя кровать. Первый и второй класс платили также и за то, чтобы дышать чистым воздухом, в отличие от третьего класса.
- Сравнивая современные реалии и историческое прошлое, можно говорить о том, что в то время путешествовать было значительно дороже. Сегодня у нас в любом случае есть выбор – мы можем полететь на самолете, а если это дорого для нас, то можем добраться и на поезде. Тогда выбор вроде и был, но возможностей было меньше. Допустим, если брать тот же поезд, в то время самое быстрое средство передвижения, то он был очень дорогим. Дешевле было добираться на лошадях. Однако если брать времена Пушкина, то стоимость путешествия могла составлять полугодовой заработок, - говорит Елена Мурашова.