«Папа! Ты рехнулся? Чтобы я пошла за этого чумазого? Ты ещё скажи, что кухаркин сын может королевством управлять!» - читает с листа свою роль принцессы артистка Черемховского драматического театра Полина Ширяева. Её перебивает режиссёр Сергей Кирилочкин: «Ну ты сакцентируй - любая кухарка может управлять государством. Не помнишь что ли? В.И. Ленин».
Десяток артистов в маленькой комнате отчитывает сказку «Настоящая принцесса». Каждую реплику повторяют по несколько раз в поисках правильной интонации. Режиссёр строго наблюдает за процессом поверх очков. История детская, но всё по-взрослому: аллюзии на цитаты известных людей должны сделать сказку интересной и для тех, чей возраст давно перевалил за десять лет.
Голод по культуре
Он рассказывает, что в 2009-м, после увольнения из Екатеринбургского театра, стал искать новую работу и разослал резюме по всей стране.
- Пришло несколько вежливых ответов, в том числе из родного Омска, однако выбрал я Черемхово, - делится режиссёр. - У меня остался осадок от пафосного Екатеринбурга, где все гнут пальцы и что-то из себя изображают. Мне действительно захотелось уехать в маленький городок, где ещё сохранились элементы деревенской жизни. Представьте: я иду по улице, а со мной здороваются прохожие. Где ещё это осталось?
Труппу из Черемхово любят и ждут во всех городах и посёлках области, а билеты на её спектакли разлетаются, как горячие пирожки, в первый же час продаж. Не зря Черемховский - единственный из театров за пределами Иркутска - носит статус областного.
Дарья Галеева, «АиФ в ВС»: В Приангарье 10 театров, из них всего три находятся за пределами областного центра: В Братске, Усть-Илимске и Черемхово. В других населённых пунктах, особенно на севере региона, людям приходится месяцами ждать спектаклей. Чувствуете ли вы этакий голод по культуре, когда приезжаете в небольшие города?
В названии же нашего театра, как мне кажется, пропущено одно слово - «разъездной»: мы добираемся до таких населённых пунктов, где нас даже принять толком негде. Я считаю, что гастроли по области, если говорить высоким «штилем», пусть не миссия, но наша задача - точно. Мы, кстати, очень серьёзно относимся к детским спектаклям, чтобы у ребятишек, которые сейчас ходят к нам смотреть сказки, осталась привычка к театру.
Без рококо и «тюзятины»
- У современного ребёнка есть интерес к театральным постановкам? Ведь всё чаще учителя и родители ругаются, что подростков больше волнует то, что происходит у них в смартфонах, а не на сцене.
- Всё зависит от того, как сделать спектакль. Есть такая банальная поговорка: «Для детей делай так же, как для взрослых, только гораздо лучше». Это взрослый, благодаря воспитанию, может тихо сидеть и смотреть то, что ему не нравится, вежливо дождаться антракта и уйти. Ребёнку же не объяснишь, что надо сидеть. Если ему не интересно, он будет заниматься своими делами. К сожалению, я видел много детских постановок, где зритель сам по себе, актёры на сцене - сами по себе. Причём видел в хорошем театре - полный зал народу, всё красиво, идёт замечательная сказка «Снежная королева», но дети на сцену не смотрят: кто в телефоне играет, кто просто разговаривает. Это значит, что театр «не попал» в современного ребёнка. Но сам зритель в этом не виноват.
Я проверял на молодёжи: чем проще и яснее в спектакле высказана мысль, тем им интереснее. Для подростков нужно ставить без виньеток, без барокко, без рококо - пафос и высокий штиль не прокатят. Так же, как и сюсюканья. Раньше даже был термин - «тюзятина», когда вырабатывается такой стиль общения с залом: «Усенька-пусенька, деточка моя…» С ребёнком нужно разговаривать по-взрослому.
- В вашем репертуаре много спектаклей современных драматургов. Неужели зрителя перестали волновать Гамлет и Онегин?
- Нет, просто классика требует больше ресурсов. Чтобы поставить, простите, Шекспира или Чехова, нужно количество, а у нас малочисленная труппа. Хотя есть и великая драматургия с небольшим числом персонажей, и мы к ней обращаемся.
Современную пьесу многие считают несерьёзной, и в этом виноват сам театр - эпоха новой драмы, когда на сцену пошёл откровенный мат. У нас идёт спектакль-эксперимент «Наташина мечта». Из литературного источника мы всю нецензурную лексику убрали, но сленг молодёжный оставили. Ещё и артистки молодцы - ухватили правильные интонации, стиль общения. Эту постановку мы часто подросткам показываем (рейтинг спектакля 14+ - Прим. ред.), они приходят с учителями, и последние воспринимают сленг как мат. Дошло до того, что одна учительница встала и говорит: «Как же так можно? Я раньше так уважала наш театр, с его сцены никогда не звучали какие-то идиомы!», не понимая, что это - современная драматургия и ей тоже есть место на сцене.
«И насмеялась, и наплакалась»
- А со взрослыми как? Какие жанры и постановки сейчас нравятся публике больше всего?
- Самый востребованный, самый «съедобный» жанр сегодня - комедия. Может быть, оттого, что люди устают от постоянных забот, проблем, не хотят ещё больше «загружаться». Только мы забыли о понятии катарсиса, с которого театр и начался. От слёз и переживаний за героя, наоборот, легче становится. Самая высокая благодарность от зрителя, когда слышишь: «Ой, спасибо, и насмеялась, и наплакалась».
Хотя театр не даёт рецептов, он не должен указывать. Менторство здесь категорически запрещено. Искусство лишь задаёт вопросы.
- Какой вопрос должен задать театр современному зрителю?
- На Руси всегда было два вопроса: кто виноват и что делать? А я бы сегодня задал другой: «Ты зачем живёшь? Ради чего?» Театр может помочь расставить приоритеты в ценностях. С нами произошла страшная вещь: нас лишили точки опоры. Сначала была вера, потом коммунизм. А теперь ради чего жизнь класть? Ради денег? Как говорит молодёжь, не айс.
Мы сейчас «Настоящую принцессу» репетируем, там есть такой персонаж Король-людоед: замок его товарища пошёл с молотка за долги, он его выкупил и говорит: «Ничего личного, просто бизнес». Сегодня мы нашли себе такое оправдание. Человека доводят до ручки, лишают его работы, а его же друг, с которым он начинал, говорит: мол, ничего личного. Исчезают нормальные человеческие отношения.
Меня как режиссёра интересует, как в экстремальных, страшных ситуациях человек продолжает оставаться человеком, откуда он берёт силы. У нас идёт спектакль «Мамочки». Там по сюжету первая чеченская война, во время которой по полям битвы уже два года ходят мамочки и ищут своих сыновей: «Ой, мальчики, сколько я вас перекопала, мне б своего найти, и уже неважно - живым или мёртвым, лишь бы найти и похоронить». Они могут погибнуть, но как-то поддерживают, пытаются спасти друг друга, даже в страшное время оставаясь людьми. Хотя для меня они уже не просто люди - их можно на икону, они уже там. Я думаю, для этого театр и нужен - показывать настоящие ценности через судьбы людей.
Кстати:
Нередко Черемховский театр приглашает режиссёров из других городов. Частой гостьей стала заслуженная артистка России Татьяна Уфимцева, она родом из Ангарска, но сейчас живёт в Москве. В мае в Черемхово приедет московский режиссёр Виктор Стрельченко, он будет ставить «Музыканта» Владимира Гуркина.
А 25 марта в театре состоится премьера «Утиной охоты» Александра Вампилова, поставленной краснодарцем Даниилом Безносовым. Сергей Кирилочкин говорит, что на удивление у «Утиной охоты» очень мало поклонников - эта пьеса собрала уже много плохих постановок, и даже фильм с Олегом Далем Кирилочкин называет неудачным, отмечая, что не зря Вампилова окрестили новым Чеховым, ставить его так же сложно.