«Я не могу сказать, что всегда поступала правильно, много было сделано ошибок, но от одной меня уберегла судьба, за что я ей очень благодарна. Мне хватило ума не поехать по свету в поисках счастья, хотя такие возможности и предложения были. Я прожила свою творческую жизнь по принципу «где родился, там и пригодился».
В трудовой книжке Елены Мазуренко, актрисы Иркутского драматического театра, заслуженной артистки России, последняя запись датируется 15 сентября 1969 года. 50 лет Елена Сергеевна верна одной сцене – сцене родного охлопковского драмтеатра.
«Я до сих пор не верю, что прошло полвека. Неужели это всё со мной? Анализирую и понимаю, что количества и качества эмоций, приобретённых в театре, мне ещё недостаточно», – признаётся актриса. На самом деле «драме» она служит больше 50 лет, подрабатывать в театре она начала еще будучи студенткой, в качестве костюмера.
Сразу – с серьёзной драматургии
Но настоящей точкой отсчёта своей театральной карьеры Елена Сергеевна считает драматургию Александра Вампилова. Нина («Старший сын»), Таня («Прощание в июне»), Валентина («Прошлым летом в Чулимске»), Вера («Утиная охота»), Виктория («Провинциальные анекдоты»), Васюта («Двадцать минут с ангелом) – Елена Мазуренко переиграла все женские роли в драматургии Вампилова. И другой такой актрисы не будет, которой довелось общаться, дружить, работать с драматургом, а потом сыграть во всех его пьесах.
«Мне повезло, что я сразу попала в эпоху серьёзной драматургии, абсолютно новой для того времени, переполненной смыслами и значениями. Она зазвучала так мощно и ярко, что очередь за билетами на спектакли выстраивалась до памятника Ленину.
Александр Вампилов - это мой подарок судьбы, своеобразный аванс. Я до сих пор задаю себе вопрос: для чего-то же этот человек пришёл в мою жизнь, причём в самом начале карьеры? За что-то же мне, девочке из простой семьи, было дано знать его и дружить с личностью такого масштаба. Конечно, я тогда не понимала, что работаю бок о бок с великим драматургом. Вообще для меня Вампилов – это закрытая тема, я не могу говорить о нём то, что действительно чувствую. Он принадлежал всем и каждому, и у каждого он свой. Мы много говорили с ним о театре, о творчестве. Знаю, что у него было желание не только писать, он мечтал поставить любимую и дорогую ему пьесу «Валентина», но так, как он её видит и чувствует».
«Как можно поменьше умирать?»
Екатерина Лобан, «АиФ в ВС»: За 50 лет вы сыграли десятки самых разных героинь. Какой образ вам ближе всего: лирический, драматический, комедийный?
Елена Мазуренко: Сложно сказать однозначно. В какое-то время, мы – лирические героини, в какое-то – драматические. Я по натуре клоун, поэтому с удовольствием играю и комедийных персонажей, мне это тоже близко. В молодости почти все роли были однотипные: милые, симпатичные героини. И это нормально. По мере взросления ты играешь то, что можешь играть, растёшь и развиваешься вместе с профессией. Сейчас мне важна только тема. Если есть тема, и я понимаю, что могу в ней что-то сказать зрителю, то значит это «моя» роль и я с интересом буду над ней работать. Я актриса психологического театра, актриса старой школы, поэтому для меня важно, зачем я выйду на сцену, что я буду говорить, какой импульс направлю в зрительный зал.
Если честно, сейчас всё меньше хочется играть отрицательных персонажей, героев, которые разрушают, предают, переживают страшную трагедию, умирают или погибают. Любой герой оставляет след в твоей душе. А не выкладываться на спектакле по полной, беречь себя, я не умею. Как можно поменьше, например, умирать? Удивительно, сцена – это, наверное, единственное место, где мне по-настоящему хорошо.
- Есть роль, которую вы мечтаете сыграть?
- Раньше мечтала, а сейчас поняла, что это глупость. Любая роль, которая к тебе приходит, в итоге становится родной и близкой. Будь то отрицательный или положительный персонаж. Ты в любом случае должна оправдать своего героя, что бы он ни делал.
- А в кино не хотелось попробовать себя?
- Очень хотелось бы. Мне кажется, я бы смогла. Возраст, опыт – это не только на лице морщины, но и шрамы в душе и рубцы на сердце. Я думаю, мне есть чем поделиться со зрителем.
Приходит толпа, уходит народ
- Вы застали разный театр, разного зрителя. В какие годы было тяжелее всего работать?
- В годы перестройки, когда всё поменялось в стране, когда людям было не до театра, лишь бы выжить. За 50 лет я повидала много режиссёров, были и те, для кого артисты марионетки, а сцена – площадка для самовыражения. Но были и другие! Были и есть режиссеры, которые вкладывают всю душу и сердце в постановку для того, чтобы, как говорил Шекспир «в театр приходила толпа, а уходил – н-а-р-о-д».
- Как вы относитесь к современному театру, где важен, прежде всего, перформанс, шоу, картинка?
- Сейчас принято пробовать любую форму: нет содержания, давай хоть форму придумаем. В современном театре, как в любом другом, всё зависит от того, что режиссёр хотел сказать публике – просто развлечь или заставить думать.
Когда это профессионально, когда используется не просто набор каких-то приёмов и штампов, то спектакль трогает и откликается внутри. Когда есть смысл, есть талантливый режиссёр, то и зритель в восторге. Например, наш спектакль «Холстомер» по повести Льва Толстого, сыгранный без единого слова, только языком пластики. Изначально я даже представить не могла, как это может быть воплощено на сцене, а когда поняла, работала с большим энтузиазмом и получила колоссальное удовольствие от творческого процесса.
- Сегодня очень много народных, любительских театров. На ваш взгляд, они имеют отношение к искусству Мельпомены или это чистой воды художественная самодеятельность?
- Главное в любительском театре – дух творчества. Актёры из народа знакомят жителей маленьких городов и посёлков с драматургией А.Чехова, А.Вампилова, В.Распутина. Эти люди заслуживают похвалы и восхищения только потому, что они проводят своё свободное время не праздно, а читают серьёзных авторов, размышляют о смыслах, репетируют.