На своеобразной сцене в виде блюдца с голубой каёмочкой маленькие театралы увидели историю знакомой сказки о царевне-лягушке с новыми персонажами из славянской мифологии - богиней Макошь, Бурей-Ягой, Долей, Недолей и др.
Этот спектакль, по словам автора пьесы и режиссёра-постановщика из Красноярска Александра Хромова, признан практически во всей Европе. Он говорит, что к такому успеху его команда шла долгих 17 лет - столько времени прошло от идеи создания кукол и разработки технологии до настоящих громких аплодисментов. А через 14 лет после первого показа спектакль попал в шорт-лист «Золотой маски». « В 2000 году в одном из музеев Германии я увидел очень древних кукол китайского театра пёстрых теней. Они были созданы примерно в 1300 году, при этом выглядели как первозданные, - рассказал Александр, - Тогда и загорелся идеей возродить это искусство и сделать для этого достойных кукол».
По следам китайских мастеров
Начались поиски и пробы. Драматург узнал, что в древнем Китае умельцы мастерили кукол из ослиной кожи, которую можно было выделать до прозрачности. В других странах этого секрета, возможно, не знали, потому что, например, в Таиланде, использовали кожу буйвола, однако она была мутная. Александру хотелось найти материал, схожий по свойствам с кожей осла - гибкий и идеально пропускающий свет.
В итоге, такой материал он нашёл, а секретами авторской технологии поделился с иркутскими художниками-бутофорами. «Я выяснил, что московский театр работает с куклами из целлюлозы, но такие быстро рассыпаются, а мне хотелось сделать их вечными, - говорит он, - мы рисуем силуэты будущих кукол в специальной компьютерной программе, там же раскрашиваем, а затем печатаем через струйный принтер (это обязательно для прозрачности деталей) на пластиковой тонкой самоклеющейся глянцевой плёнке и ламинируем. Потом детали вырезаем и скрепляем между собой заклёпками. Первых кукол по такой технологии я смастерил 16 лет назад, и они до сих пор работают».
Режиссёр уверяет, что сама техника не сложная, однако, проблемы могут возникнуть с приобретением материала. Такой формат плёнки для ламинирования (А3, толщиной 250 микрон) не востребован, поэтому её придётся заказывать в Москве. А вот остальные комплектующие, те же заклёпки, можно купить в любом строительном магазине. К готовым куклам крепят трости из бамбука, с помощью которых ими управляют актёры. «Сначала мы сделали бамбуковые трости в память о китайских традициях, ведь именно такие использовались издревле. Но в ходе спектаклей поняли, что мудрые китайцы выбрали этот материал неспроста – бамбук впитывает влагу и не даёт рукам актёров потеть», - рассказал Александр Хромов.
Кукол надо приручать
По традиции на кукле всего 3 трости: главную крепят в центр тяжести, две другие на движущиеся детали – в основном руки. К ногам ничего не прикрепляется, поэтому кукла может разворачиваться. Это действие, по словам актёров иркутского «Аистёнка» самое сложное.
Евгений Кириллов в спектакле, как и его коллеги, управляет несколькими куклами, среди них персонажи Ивана-царевича. По сюжету герой меняется ни один раз, например, после посещения тёмного царства. «Когда я первый раз увидел этих кукол, я напугался, подумал, как же ими управлять? - признался Евгений, -а потом начал к ним привыкать. Мои царевичи мне дались легко, хотя в спектакле они - одни из самых сложных в управлении, потому что широкоплечие. Их так же нелегко разворачивать, как дам в пышных платьях, например, куклу богини Макошь. Но у нас это уже хорошо получается, мы приручили каждую куклу».
Всего в необычном спектакле «Иван-Царевич и Василиса» задействовано 60 кукол, управляют которыми 4 актёра.