Примерное время чтения: 6 минут
746

С песней в бой за культуру. Как иркутское казачество воспитывает молодежь?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. «АиФ в Восточной Сибири» 19/12/2018
Рукодельные куклы - почти как  настоящие казаки.
Рукодельные куклы - почти как настоящие казаки. / Оксана Пуляевская / Иркутский областной дом народного творчества

Казаки в Прибайкалье пришли ещё в XVII веке. Они и освоили Иркутскую губернию, строя острог за острогом. Так появилась и нынешняя столица Восточной Сибири. Служилые обосновались здесь и охраняли государственные границы.

Современные же казаки занимаются преимущественно просветительской работой, проводят много разных мероприятий, в том числе праздники и фестивали. 12 декабря в Иркутске прошёл один из них – областной казачий фестиваль «Моя семья – жемчужина Сибири».

Со страниц романа

В тот день в Ремесленном подворье Иркутского областного Дома народного творчества было шумно и многолюдно. Вдоль окон стоял большой стол, накрытый по старой русской традиции пирогами, солёными огурцами и квашеной капустой, картошкой с грибами, салом и другими «народными» угощениями. За ним собрались казачьи семьи со всей области. Женщины и дети в национальных костюмах, а мужчины, конечно, в форме. Мундиры и брюки с лампасами, папахи и фуражки – всё это сразу напомнило мне шолоховский сюжет о донских казаках. От задорных танцев скрипели деревянные половицы музея, а от весёлых песен и казачьих посвистов закладывало уши.

Среди участников казачьего фестиваля я заметила немало молодых людей. Один из них, правда, похожий на персонажа русской народной былины, стоял у окна и держал в руках странный музыкальный инструмент. Оказалось, что Артемий Пономарёв из Усольского района играет на колёсной лире – древнейшем инструменте, который, по его словам, известен на Руси ещё со времён Ильи Муромца и получил широкое распространение благодаря сказителям. Сейчас же о нём мало кто знает. Под аккомпанемент необычного инструмента Артемий исполнил духовный стих. А на фестивале ему вручили диплом за победу в номинации «Инструментальное исполнительство» в смотре-конкурсе традиционной казачьей культуры «Моя любимая станица». Иркутский рылей (так называли себя донские казаки, играющие на колёсной лире) признался, что увлёкся фольклором ещё в 2008 году.

«В первую очередь, я занимаюсь этим для себя. Аутентичная музыка даёт мне душевную удовлетворённость, а всё остальное это уже как «побочный» эффект. Например, звучание лиры однозначно пробуждает интерес людей к истории. Они видят этот инструмент, слышат его и сразу спрашивают: «А что это, откуда?», – поделился Артемий Пономарёв.

Иркутский рылей Артемий Пономарёв: «Играть на колёсной лире - настоящее удовольствие».
Иркутский рылей Артемий Пономарёв: «Играть на колёсной лире - настоящее удовольствие». Фото: АиФ/ Наталья Пенто

Уникальный «примитив»

Каждому заинтересованному Артемий подробно рассказывает о своей лире и показывает принцип её работы. Разрешает даже прикоснуться к уникальному деревянному инструменту.

«Здесь три струны, как на балалайке, – показывает он, – но по сути это та же скрипка, только вместо смычка основную струну трёт колесо. Две остальные звучат в унисон, они не трогаются клавишами, при этом постоянно гудят. Сама по себе колёсная лира играет второстепенную роль, главнее – сказитель и его духовные стихи и былины, лира же сопровождает сказ и помогает донести смысл до слушателей. Поэтому у неё очень простая музыкальная составляющая, даже примитивная».

Научиться играть на колёсной лире гораздо проще, чем, например, на гитаре, считает Артемий. А вот приобрести её куда сложнее: стоит древнерусское подобие скрипки немало, цена начинается от 40 тысяч рублей и выше.

Участники фольклорного ансамбля, в котором играет молодой человек, говорят, что сказание как жанр существует до сих пор. Конечно, он не так популярен, как 100 лет назад в дореволюционной России, но духовные стихи ещё можно услышать в сопровождении гуслей, лиры и даже гудка (ещё один древний прототип скрипки).

Кстати, на фестивале можно было познакомиться не только с песенно-танцевальной культурой сибирского казачества. Кроме этого 25 мастеров из разных районов привезли в Иркутск предметы казацкого быта ручной работы: посуду из глины, изделия с традиционной вышивкой, тряпичные куклы, сувениры из солёного теста.

Мастера из разных районов Приангарья привезли в Иркутск предметы  казацкого быта ручной работы.
Мастера из разных районов Приангарья привезли в Иркутск предметы казацкого быта ручной работы. Фото: АиФ/ Наталья Пенто

Не шашкой, а песней

Атаман иркутского войскового казачьего общества Николай Шахов рассказал, что его соратники, как и прежде, несут службу на благо государства и общества. Только сейчас их главное оружие – не шашка, а песня. В Иркутской области работает 14 центров казачьей культуры, а их главная задача – сохранить для земляков их историю.

«Культура казачества гораздо многообразнее, чем какого-то отдельного народа, – считает он, – ведь казаки перенимали многое от традиций тех, с кем жили рядом. А сейчас этот опыт помогает нам воспитывать подрастающее поколение. В самодеятельных казачьих коллективах Иркутской области занимаются около тысячи детей, большинство из них – члены кадетских клубов. Когда ребёнок увлечён в ансамбле весёлыми казачьими песнями, это лучше, чем слоняться без дела».

По рассказам атамана, многие молодые люди, вдохновившись постановочными сценами из казачьей жизни, не просто проявляют к ним праздный интерес, а переносят традиции в свою жизнь. Например, после одного из казачьих фестивалей кое-кто из зрителей «загорелся» идеей организовать свою свадьбу по старинному обряду.

Кстати:
Самый многочисленный фестиваль казачьей культуры проходил 3 года назад в Братске. В музее под открытым небом «Ангарская деревня» тогда собралось около тысячи казаков со своими семьями со всей Иркутской области, а на их творчество пришли посмотреть около 9 тысяч зрителей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах