В марте отмечается День писателя. «АиФ в ВС» навестил давнюю знакомую нашей газеты - иркутскую сказочницу Светлану Волкову, на чьих историях выросло не одно поколение иркутян. В декабре 2016 года на региональном литературном конкурсе её книга «Сказки старого города» победила в номинации «Лучшее издание для детей и юношества».
«Сказки старого города» происходят на реально существующих улицах Иркутска, в его старинных домах, «лица» которых разбудили моё воображение, - говорит Светлана Львовна. - Как же можно придумать сказку на пустом месте? Даже самый, на мой взгляд, оторванный от жизни жанр - фэнтези - полагается на человеческие отношения и психологию. В жизни много печального, того, что вы хотели бы исправить, да не можете. Сказки помогают восстановить справедливость, хотя бы на бумаге, хотя бы для себя. Они похожи на старинные шкатулки с двойным дном: сверху - волшебная история, понятная детям, а внизу - «пища» для взрослых, поэтому они идеально подходят для семейного чтения».
«Кибитки» с бомбами
Юлия Вяткина, «АиФ в ВС»: Сказки - да, но вам не кажется, что школьная программа часто «подбрасывает» детям некоторые книги слишком рано?
Светлана Волкова: Я начну со смешного и трагичного факта, который прочла в «Литературной газете». Детей попросили нарисовать иллюстрацию к отрывку из «Евгения Онегина»:
«Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке.
В тулупе, в красном кушаке»...
Четвероклассник нарисовал самолёт, на котором написано «Кибитка». Из него летят бомбы, а внизу бегут зелёные человечки - «бразды»… Образовался большой раскол между старинной литературой и современными детьми. Многие родители, по своему невежеству, кричат: «Не надо заставлять их читать это старьё. Оно уже неактуально, ребёнок всё равно ничего не понимает». Но мало ли что дети не понимают. Это наш язык, а без знания исконно русских слов он обеднел, дети «одичали».
Знакомить с лучшими образцами классической литературы нужно. Здесь лучше сказать не о минусах школьной программы, а о недостатках нашего преподавания. Страшно подумать, сколько замечательных произведений прошло мимо учеников только потому, что учителя рассказали о них скучно! Педагогу нужно приближать литературу к жизни, самую трудную классику можно донести до детей, если переложить её на современную действительность. Даже пугающее «Преступление и наказание» можно осилить, обратившись к душе детей, позволив им примерить ситуацию героев на себя. Иначе всё воспринимается только как материал для зубрёжки. Хочу добавить, что школьные библиотеки тоже отдалились от воспитательной функции, им достаточно выдать учебники. А куда делось традиционное обсуждение прочитанного с детьми?
- В прошлом интервью нашему изданию вы назвали современных детей «сытыми беспризорниками»...
- Да, духовные беспризорники. Их желания выполняются, все гаджеты у них в руках с рождения. Заставить мыслить очень трудно. Раньше я писала сказки от души, не задумываясь, а сейчас к этому прибавилась задача - показать красоту родного языка, его метафор, присказок, пословиц. Потому что сейчас мы берём всё дурное от западной детской литературы. Когда в 60-е годы прошлого века появились переводы «Мэри Поппинс», «Винни-Пуха», мы были счастливы, а потом эта прекрасная волна схлынула и остались безумные детские сказки и мультфильмы, которые мы копируем, а они ведь отдаляют детей от своих корней, заставляют мыслить по-другому. Послушайте речь школьников, вы заметите, у них даже интонации другие, не наши.
Упрощение «строптивых»
- Раньше у детей были литературные кумиры, например - гайдаровский Тимур. Родители со спокойной душой могли переложить на них часть воспитательских забот. А какие ориентиры у ребят есть сейчас?
- Очень хороший вопрос. Снова пример из жизни: бабушка читает внуку «Сказку о рыбаке и рыбке». Пятилетний малыш говорит: «Старик - дурак, даже корыто не может починить». Сказывается влияние зарубежных мультфильмов, ведь, например, у американцев герой обязательно удачливый, сильный, красивый по всем нужным параметрам. А русская сказка замешана на другом - она говорит: будь честным и живи своим трудом, её герой хоть и непутёвый, но всегда добрый. А сейчас популярен тип нерусского человека, нравственные устои и менталитет поменялись: имей крепкие кулаки - и будешь счастлив. Не к добру всё это.
Если задуматься, с чем связаны последние случаи подростковых самоубийств? Если бы у детей была отдушина, если бы они видели больше добра, а не агрессии, которая льётся отовсюду, в том числе и из современных книг, может, и не захватили бы их так эти «игры смерти», которые все обсуждают. Подростками и так легко управляет одиночество, а без возможности видеть светлое оно накрывает с головой и губит. Скажу о себе и своих знакомых: не все мы родились счастливчиками, но нам в детстве книги давали много утешения. Помогали те самые литературные кумиры. Что говорить, даже будущие профессии мы выбирали с их «подачи»!
- Вы говорите, что чтение помогает найти своё место в жизни, даёт знание человеческих отношений. Но дело в том, что книгу как помощника сейчас не воспринимают.
- Виноваты родители, вот и всё. Если у мам и пап не было интереса к книгам, они и детям его не привили.
- Но почему одни за одним шли поколения читающих семей, а потом вдруг появился такой разрыв - нечитающие родители с нечитающими детьми?
- Сменились приоритеты: раньше даже поневоле читали, чтобы было о чём поговорить. А потом, в девяностые, «умные» разговоры посчитали ненужными, все так стали слишком занятыми в погоне за успехом. В результате учителя жалуются, что у нынешних детей даже нет навыка чтения, они не умеют слушать, только картинки им подавай. Это доказывает, что человек упрощается: виртуальные друзья, искусственные селфи - даём ребятам вместо хлеба камень! В общем, наворочено и накручено много. Все кричат: «Караул! Надо побуждать людей к чтению!», а что делать, не знают. А приучить-то к книгам очень просто. «Сверху» вроде бы делают попытки что-то исправить - сочинение в ЕГЭ вот вернули, но всё равно основа - семья. Почитайте вечером ребёнку книгу вместо того, чтобы подсовывать ему под нос планшет или телевизор. Ведь хорошие книги никуда не делись.