...Почему цены на авиабилеты космические?
Иркутск, 15 ноября – АиФ-ВС. «АиФ в ВС» специально сделал мониторинг цен на авиабилеты и убедился: чтобы добраться до северной столицы и обратно, иркутянам потребуется минимум 22 тысячи рублей, жителям Улан-Удэ и Красноярска - примерно 17 тысяч, а читинцы могут слетать в Питер вообще за 14 тысяч. Подобная ситуация и с другими городами: нашим ближайшим соседям доступнее Москва (22 тысячи рублей из Иркутска, 12 тысяч - из Красноярска, 10 - из Читы, 18 - из Улан-Удэ), Новосибирск, Красноярск и Краснодар.
Такая разница, по словам авиаперевозчиков, складывается из-за того, что в Иркутске выше аэропортовые сборы, а также стоимость ГСМ. Так, например, тонна керосина в Иркутске стоит 29,2 тыс. рублей, а в том же Красноярске 28 тысяч. Что касается аэропортовых сборов, то в Иркутске они примерно на 25-30% выше, чем в Красноярске. Так, за одного пассажира у нас берут 132 рубля, в Красноярске - 101, за взлёт-посадку - 421 руб./т и 258 соответственно, за авиабезопасность - 259 и 142 руб./т.
По словам опрошенных «АиФ в ВС» авиаперевозчиков, 23% в структуре тарифа занимает авиационное топливо, 15% - лизинг воздушных судов, ещё 15% - НДС, 14% - аэропортовые расходы, 8% - зарплата, 5% - техническое обслуживание, 4% - агентские услуги, 3% - аэронавигация (метеообслуживание), 2% - единый социальный налог, 1% - амортизация и 10% - прочие расходы (страхование воздушных судов, таможенное оформление, питание пассажиров, сервисное обслуживание на борту, командировочные, содержание зданий и сооружений, переподготовка лётного состава и др.).
Комментарий
Виктор САМАРУХА, экономист:
- Если в Москву сегодня дешевле улететь из Улан-Удэ, чем из Иркутска, то это говорит об отсутствии контроля со стороны антимонопольной службы. Она обязана анализировать тарифы и требовать от авиакомпаний объяснений, почему установлены такие высокие цены. На мой взгляд, существует одно объяснение - желание урвать побольше.
Если сравнивать стоимость авиаперевозок за границей и в России, то у нас летать самолётом в разы дороже, чем в Европе или в том же Китае. Всё это лишний раз подтверждает, что авиационная отрасль страны находится в глубочайшем кризисе. Сегодня практически не строятся самолёты для гражданской авиации, в связи с этим нет нормальной конкуренции среди авиаперевозчиков, их возможности ограничены имеющимся парком техники.