Как известно, красота требует жертв, и не только финансовых: иногда желание обзавестись длинными ресницами, бархатной кожей без морщин и причёской, «как в рекламе», доводит женщин до больниц и судов. На первый взгляд, таких случаев немного - официальная статистика приводит довольно скромные цифры. Однако по факту пострадавших куда больше - стоило корреспонденту «АиФ в ВС» бросить клич о поиске недовольных в соцсетях, как тут же стали приходить сообщения от барышень, которые когда-то обожглись. В прямом и переносном смысле.
«Захотелось кудряшки»
История иркутянки Юлии Бойко доказывает, что не всегда даже известные салоны, нескромно названные по фамилии владелицы, оставляют клиента довольным и здоровым. Банальное для женщины с прямыми волосами желание получить милые кудряшки довело Юлию до суда.
«Моя история началась в конце декабря 2014 года, - рассказывает девушка. - Владелица салона (он находится на левом берегу Иркутска) сама «постучалась» ко мне в друзья в социальной сети, на её странице я увидела услугу «кератиновые локоны» и решила: а почему бы перед Новым годом не обзавестись кудряшками?»
На процедуру отвели целых два дня: в первый мастера наносили на волосы клиентки питательные маски, во второй - колдовали над самими локонами. В итоге с Юлии взяли 7,5 тыс. руб. и нанесли на голову какой-то состав, наказав ничего не делать с волосами два дня, чтобы закрепить эффект. Однако, когда девушка, следуя инструкции, смыла средство через пару дней, эффект мягко говоря её шокировал.
«Часть волос просто отвалилась, а оставшиеся завились в мелкого барашка, абсолютно не хотели расчёсываться и выглядели сожжёнными, - грустно рассказывает иркутянка. - Все парикмахеры, к которым я обратилась, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, сказали, что мне сделали обычную «химку», которая в принципе противопоказана блондинкам».
Конечно, обратилась Юлия и в сам горе-салон, однако там не то, что не захотели признавать свои ошибки, девушку просто выгнали, да ещё и облили грязью в Интернете, обвинив в мошенничестве. От этого нервы клиентки окончательно сдали, она написала жалобу в Роспотребнадзор и подала два иска в суд, чтобы возместить и материальный, и моральный ущерб.
«Оба суда я выиграла, - продолжает Юлия. - Больше всего меня поразило отношение мастеров и хозяйки салона: на мои претензии они просто отвечали матом, не желая признавать свою вину. Если бы передо мной извинились и пошли навстречу, судов бы не было: я, в принципе, неконфликтный человек. Кстати, Роспотребнадзор всё же выявил в этом салоне нарушения: мастера не обрабатывали инструменты должным образом. К тому же, в помещении не было вытяжки - сотрудники просто открывали дверь, чтобы избавиться от запахов краски и химикатов. Впрочем, салон продолжает работать как ни в чём не бывало, как рассказывали мне мастера других парикмахерских, я не первая, кто там пострадал, но, видимо, единственная, кто решился отстоять свои права. Остальные просто поругались с мастером и ушли… Вот уже два года восстанавливаю волосы, страшно даже считать, сколько денег пришлось в это вложить».
«Химический ожог глаза, конъюнктивит»
А вот жительница областного центра Екатерина до суда не дошла: мастер, испугавшись ответственности, вернул все деньги за некачественную услугу.
«Обратилась я в студию наращивания ресниц, которая гордо носит имя мастера, - рассказывает девушка. - Как только зашла в кабинет, меня сразу же смутил ужасно грязный пол, однако остальное вроде бы было чистеньким, и я осталась. Всю процедуру сопровождали болезненные ощущения, и я говорила об этом мастеру, но она отвечала, что всё в порядке. Итог: красные глаза, но сами ресницы смотрелись аккуратно. Я заплатила 2,2 тыс. руб. и ушла».
Главный сюрприз ждал красавицу утром: в глазах продолжали лопаться капилляры, сопровождалось это режущей болью.
«Естественно, отправилась в больницу, - продолжает Екатерина. - Диагноз: химический ожог глаза, конъюнктивит. - Скинула мастеру фото справок, она тут же вернула деньги за процедуру, однако к моему негативному отзыву, который я оставила в Интернете, тут же стали появляться комментарии её подруг о том, что мастер очень аккуратный, а я специально оговариваю её, чтобы вернуть деньги».
Екатерина рассказывает, что подумывает создать в Иркутске проект, где были бы собраны жалобы на всех «умельцев», которые оказывают некачественные услуги в сфере красоты.
«Судя по всему, очень много развелось дилетантов, которых волнуют лишь деньги, - комментирует девушка».
«Лицензия? Нет, не слышал»
Впрочем, официальная статистика этого не иллюстрирует. Как сообщил нашему изданию замруководителя Управления Роспотребнадзора по региону Дмитрий Савиных в 2016 году в ведомство поступило всего три жалобы на некачественные услуги в салонах красоты: две на парикмахерские услуги и одна на маникюр. В 2015 году обращений было столько же: две - на парикмахеров и одна на некачественный перманентный макияж. Кстати, тогда же ведомство проводило проверку салона, в котором клиенткам делали такой татуаж, и оказалось, что мастера предоставляли эти услуги без лицензии.
Между тем перманентный макияж (по сути - татуировку на лице) очень часто мастера делают прямо у себя дома - на сайтах множество объявлений с обещаниями клиентам сделать яркие губы и выразительные брови за полчаса и без боли. Правда, несколько звонков по салонам таких мастериц в качестве клиента, показали, что многие из них даже не знают о том, что должны иметь лицензию. Кстати, лицензированию подлежат все косметологические услуги (включая депиляцию, удаление татуировок, пирсинг): по закону они «составляют медицинскую деятельность». А вот такие, как маникюр и парикмахерское дело, относятся к косметическим и специальное разрешение мастерам не требуется.
Руководитель Иркутской областной организации по защите прав потребителей Виктор Низовцев считает, что малое число жалоб на услуги красоты вовсе не показатель того, что в этой сфере нет проблем. Просто тема, связанная с внешностью, для многих людей слишком интимна и деликатна, чтобы афишировать свои
неудачи.
Другая сторона медали
Виктория, студентка из Иркутска:
«На мошенников может наткнуться не только клиент, но и сам мастер. Я учусь в университете, а в свободное время подрабатываю маникюром. Правда, никаких серьёзных манипуляций с ногтями не делаю, просто наношу гель-лак. Своей студии у меня, конечно, нет - работаю либо у себя дома, либо иду к клиентам. И однажды попала в очень неприятную историю. Заказ получила в соцсети, и если там со мной общалась якобы милая девушка, то дверь открыла грубая девчонка, явно приехавшая из страны ближнего зарубежья. На месте выяснилось, что фото ногтей, которое она мне отправила, было не настоящим и клиентке требовалось не покрытие лаком, а полноценное наращивание и коррекция больных ногтей. Естественно, я это объяснила, уточнив, что такие услуги не оказываю, на что получила ответ: «Пока не сделаешь, отсюда не выйдешь». Страху добавляло ещё и то, что по квартире ходило довольно много людей, все говорили на иностранном языке и явно относились ко мне не особо приветливо. Пришлось наращивать «клиентке» ногти с помощью подручных материалов, лишь бы отпустили домой. Ну и конечно, за трёхчасовую работу мне так никто и не заплатил».
Комментарий:
Наталия Ледяева, руководитель Росздравнадзора по Иркутской области:
«Сейчас в Иркутской области лицензию на медицинскую деятельность по профилю «косметология» имеют 89 медицинских организаций, из них 8 - государственные, 81 - частные. Сведения о лицензии организация обязана донести до потребителя: информация должна быть указана на сайте самой фирмы, а также на информационных стендах. Также номер лицензии и дата её регистрации должны указываться в договоре на оказание платных медицинских услуг.
В 2016 году наше ведомство рассматривало одну жалобу в сфере красоты: клиентку не устроила контурная пластика лица, которую ей сделали ещё в 2014 году. Однако нарушений специалисты так и не выявили».
Как не наткнуться на горе-салон
Тщательно изучите отзывы о салоне в Интернете, притом не только на официальном сайте студии, но и на сторонних ресурсах.
Обратите внимание на вывеску. Если нигде не указано название фирмы, юридического лица или фамилия индивидуального предпринимателя, взыскать ущерб за некачественную услугу будет сложнее.
Оцените обстановку в салоне. Если вам в глаза бросается грязь и неряшливость, лучше выбрать другую студию красоты.
Попросите мастера обработать инструменты (в том числе маникюрные, парикмахерские) при вас. В законе не сказано, что специалист обязан это делать при клиентах, однако СанПиН обязывает обрабатывать расчёски и пилочки в принципе, поэтому если в салоне всё-таки соблюдают чистоту, отказать не должны.
Отправляйтесь на дом только к знакомым мастерам: пожаловаться на некачественную услугу, оказанную на дому гораздо сложнее. К примеру, Роспотребнадзор вряд ли возьмёт такую жалобу. Взыскать деньги можно будет только через суд, доказав, что мастер действительно занимается коммерческой деятельностью.