Аргументы и Факты
irk.aif.ru
16+
Иркутск
Аргументы и Факты
irk.aif.ru
16+
Иркутск
Примерное время чтения: 4 минуты
645

Давление? Эксперт Патраков оценил причину ошибки пилотов Ан-24 в Тынде

МАК опубликовал предварительный отчёт расследования трагедии под Тындой.
МАК опубликовал предварительный отчёт расследования трагедии под Тындой. Межгосударственный авиационный комитет (МАК)

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал предварительный отчёт расследования авиакатастрофы Ан-24 авиакомпании «Ангара», которая произошла под Тындой 24 июля 2025 года. Из него следует, что 48 человек погибли из-за того, что пилоты задали неправильные данные на приборах перед посадкой. Основатель цифрового сервиса безопасности полётов RunAvia, авиаэксперт Андрей Патраков рассказал irk.aif.ru, почему могли ошибиться опытные лётчики, управлявшие роковым Ан-24.

Нет единого стандарта

Пилотов, которые находились в кабине разбившегося под Тындой Ан-24, новичками не назовёшь — командир воздушного судна Вячеслав Логвинов налетал на самолётах этого типа почти шесть тысяч часов, его коллега Кирилл Плаксин — почти две тысячи. Однако это не помешало им ошибиться и неправильно выставить давление, в результате чего самолёт пошёл ниже безопасной высоты и потерпел крушение.

Так, в 12:43 диспетчер доложил об изменении давления на аэродроме: «...QNH аэродрома 7-5-1 миллиметр или 1002 гектопаскаля». Командир ответил: «315 принял, 7-5-1». Второй пилот доложил: «Справа 7-5-1 установил, контрольная 2950». После этого диспетчер спросил: «QFE для контроля нужно?», и командир ответил — «можно». Диспетчер доложил: «QFE 699 миллиметров, 6-9-9». Однако в итоге значение на высотомере, обнаруженном на месте катастрофы, соответствовало 750 мм ртутного столба.

«QHN и QFE — стандарты отчёта барометрической высоты, — пояснил irk.aif.ru Андрей Патраков. — Один стандарт определят высоту по барометрическому давлению от уровня моря, а другой от уровня высоты аэродрома. Для аэродромов высотного базирования — в холмистой или горной местности — эта разница может быть более 500 метров».

В России до сих пор не внедрён единый стандарт, хотя обязательные требования его применения появились около 15 лет назад — именно это и вносит путаницу, которая порой становится роковой, считает эксперт. Например, в конце августа 2024 года на Камчатке из-за ошибки с настройкой давления вертолёт врезался в гору.

Хронология событий

Ан-24 авиакомпании «Ангара» 24 июля 2025 года выполнял рейс Хабаровск-Благовещенск-Тында и перестал выходить на связь при заходе на посадку в аэропорту Тынды — в 12:58 местного времени сигнал от него не поступил. В 13:06 диспетчер объявил на аэродроме сигнал «Тревога». Начались поиски — и в 15:34 очаг пожара и фрагменты воздушного судна были обнаружены в 32 км от аэропорта экипажем вертолёта.

Фрагменты фюзеляжа нашли в тайге.
Фрагменты фюзеляжа нашли в тайге. Фото: Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте СК России

После трагедии Восточное МСУТ СК России возбудило уголовное дело по статье «Нарушение правил движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц». Началось масштабное расследование. Рассматривались две основные версии — техническая неисправность самолёта или ошибка пилотов.

Самолёт Ан-24, разбившийся под Тындой, был выпущен в 1976 году, за без малого полвека эксплуатации его ремонтировали восемь раз. Он также несколько раз попадал в авиационные происшествия. После одного из них, ещё до авиакатастрофы 24 июля, авиакомпанию «Ангара» начали тщательно проверять.

«Проверка, в частности, выявила нарушения в деятельности „Ангары“ как организации по техническому обслуживанию. Например, документация оформлялась без фактического выполнения работ, а необходимые инструменты и оборудование не использовались», — пояснили в Росавиации. В итоге у компании отозвали сертификаты на техническое обслуживание самолётов, а также на подготовку персонала.

Позднее появилась информация о возможном лишении «Ангары» сертификата эксплуатанта (после этого компания не сможет совершать полёты), однако в авиакомпании эти выводы назвали преждевременными.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах