«Росавиация аннулирует сертификат эксплуатанта авиакомпании „Ангара“ на выполнение коммерческих воздушных перевозок. Начиная с 5 ноября, этот перевозчик не сможет выполнять коммерческие рейсы». Сообщение, которое появилось на сайте ведомства, подвело черту многочисленных проверок, которые проходили после авиакатастрофы Ан-24 24 июля 2025 года в Тынде.
Летать опасно
Как оказалось, инспекция МТУ Ространснадзора по Сибирскому федеральному округу нагрянула неожиданно — и пришла к выводу, что безопасность полётов не обеспечивается.
Этого отчасти следовало ожидать. Напомним, месяц назад Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал предварительные выводы расследования крушения Ан-24, который выполнял рейс по маршруту «Хабаровск-Благовещенск-Тында», тогда погибли 48 человек — все, кто был на борту. Было заявлено о том, что пилоты путались в показаниях приборов.
Если выражаться прямо, то экипаж при подготовке к посадке неправильно истолковал данные ключевых приборов, введя в них ошибочные параметры. Первоначальная ошибка касалась давления. Далее, при подготовке к заходу на посадку, пилоты выставляют на радиовысотомере высоту круга, и почти мгновенно активируется сигнализация. До катастрофы остается девять минут, и ситуацию еще можно исправить. Как реагирует экипаж? Что странно, похоже, что никак. Проходят решающие для судьбы лайнера минуты. И, наконец, перед третьим разворотом на посадочную прямую, перед выпуском шасси, проводится контрольная проверка, уточняется уровень высотомера — 60 метров. На приборе, обнаруженном после катастрофы, в этот раз были установлены другие цифры — 45 метров.
«В период с 12:56:41 по 12:56:44 звуковым регистратором зафиксирована речевая информация от СРППЗ (системы раннего предупреждения приближения к земле — ред.): „Проверь высоту. Низко земля. Низко земл...“», —это данные из документа МАК. Но это уже ничего не могло изменить. Затем запись бортового самописца обрывается.

Из самолёта Ан-24 изъяли самописцы, в которых сохранились разговоры пилотов. Фото: Межгосударственный авиационный комитет (МАК)
В финальной части отчета МАК содержатся логичные в данной обстановке рекомендации по усилению мер безопасности, где комиссия настаивает на проведении дополнительных занятий с летными экипажами «по особенностям отображения заданных высот на схемах захода на посадку», отработке порядка выполнения полетов с использованием давления аэродрома, а также процедуре установки и контроля давления на барометрических высотомерах.
Эксперты фактически сделали вывод, что пилоты толком не умели этого делать, потому и ошибались. Вряд ли только погибшие опытные лётчики были не в ладах с приборами — обычно учёт их данных был делом штурманов, которых в экипаже не было. Могли ли всех обучить в рекордно короткий срок? Не будем ничего утверждать, но это крайне сложно. Поэтому у авикомпании одну за другой начали отзывать лицензии.
У авиакомпании «Ангара» отзывают лицензии
Авиакомпанию «Ангара» после трагедии начали тщательно проверять. И появилось много вопросов.
«Проверка, в частности, выявила нарушения в деятельности „Ангары“ как организации по техническому обслуживанию. Например, документация оформлялась без фактического выполнения работ, а необходимые инструменты и оборудование не использовались», — пояснили в Росавиации.

Росавиация закрыла учебный центр «Ангары» за плохую подготовку пилотов и техников. Как оказалось, центр нарушал правила обучения специалистов для самолётов Ан-24/26 и вертолётов Ми-8.
Позднее у авиакомпании изъяли лицензию на техническое обслуживание воздушных судов. Это означает, что предприятие более не вправе ремонтировать и обслуживать самолеты. А теперь, по итогам всех разбирательств, запретили и сами полеты.
Слухи о том, что перевозчика и вовсе могут закрыть, появились сразу. И минтранс Иркутской области вёл на этот случай переговоры с другими авиакомпаниями. Договоренности пригодились.
Что будет с рейсами «Ангары»? Компания обслуживала 11 региональных направлений полетов: из Хабаровска в Зею и Тынду, оба рейса с посадкой в Благовещенске и в Охотск, с посадкой в Николаевске-на-Амуре; из Иркутска в Ербогачён, Бодайбо, Киренск, Нижнеангарск, Чару; из Улан-Удэ в Нижнеангарск и Таксимо; из Читы в Чару.
Перевозку пассажиров по данным маршрутам уже взяли на себя другие авиаперевозчики. Росавиация сообщает, что «Ираэро» уже выполняет регулярные рейсы по маршрутам из Иркутска в Киренск, Ербогачён, Бодайбо и Чару. Также она начнет выполнять рейсы по Забайкалью и Бурятии. «Аврора» продолжит перевозки из Хабаровска в Зею и Тынду. «Хабаровские авиалинии» будут выполнят полеты по маршруту Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Охотск.
А что делать пассажирам, имеющим билеты на рейсы после 5 ноября?
Росавиация предлагает два варианта решения проблемы: либо возврат денежных средств, либо, поскольку лететь всё-таки необходимо, переоформление билетов на рейсы других авиакомпаний.
«АиФ» -Иркутск запросили комментарий по поводу этой ситуации в самой авиакомпании, но ответа пока не последовало.
Напомним, ЧП с Ан-24 произошло в Амурской области 24 июля 2025 года. Самолет выполнял рейс по маршруту «Хабаровск — Благовещенск — Тында». Он не смог сесть в Тынде с первого раза и ушел на второй круг, во время выполнения которого с экипажем пропала связь. Обгоревшие обломки самолета нашли недалеко от Тынды в лесу.
На борту было 48 человек, в том числе шесть членов экипажа. Никто не выжил. Избежать смерти удалось лишь одной пассажирке, которая в последний момент отказалась от полета, ее историю можно прочитать здесь. А в этом материале мы рассказывали об экипаже Ан-24.
После трагедии Восточное МСУТ СК России возбудило уголовное дело по статье «Нарушение правил движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц». Известно, что следствие с самого начала рассматривало две версии причин катастрофы: техническую неисправность самолета и ошибку пилотов.
В Росавиации назвали основную версию крушения Ан-24 под Тындой в июле
Давление? Эксперт Патраков оценил причину ошибки пилотов Ан-24 в Тынде
«Низко земля!» МАК сообщил о последних минутах полёта упавшего в Тынде Ан-24
Эксперт Патраков: ситуация с «Ангарой» повлияет на все перелеты Ан-24