Июль пришёл в Иркутскую область с трагическими новостями: защищая от лесных пожаров населённые пункты в Качугском районе, разбился самолёт МЧС Ил-76. Спасая регион от огня, сам экипаж спастись не смог - все десять человек, находившиеся на борту, погибли. 4 июля в Приангарье объявили днём траура.
Всё о крушении Ил-76 в Иркутской области>>>
«Люди шли в бой»
Тревожные новости о том, что на связь не вышел самолёт Ил-76, отправившийся тушить самые сложные пожары в Качугском районе под командованием Леонида Филина, заслуженного пилота РФ, пришли днём 1 июля. Тогда ещё теплилась надежда, что с экипажем может быть всё в порядке. Уже к вечеру в иркутском аэропорту развернули оперативный штаб по поиску пропавшего борта, на помощь Байкальскому поисково-спасательному отряду и аварийно-спасательной службе Иркутской области стали стягивать силы МЧС из Москвы: отряды «Лидер» и «Центроспас». Тогда руководство Министерства решило не перебрасывать на поиски самолёта спасателей, которые продолжали тушить полыхающую в области тайгу.
О том, что чуда не случилось, стало понятно утром 3 июля - лётчик-наблюдатель авиалесоохраны Иркутской область Александр Антипин обнаружил обломки потерянного Ил-76, который разбился в 4 км к югу от посёлка Рыбный Уян. Фюзеляж сгорел почти полностью, «уцелело» лишь хвостовое оперение. Весь экипаж, состоящий из десяти человек, погиб.
- Это большая трагедия и потеря. Люди выполняли свой служебный профессиональный долг, они шли в бой, чтобы защитить населённые пункты от огня. Экипаж проявил мужество. Это были профессионалы, лётчики-спасатели. Они до конца выполняли свой долг, - сказал руководитель МЧС Владимир Пучков.
Разбившийся самолёт базировался на аэродроме Раменское, его экипаж жил в Подмосковье, однако уже не раз спасал сибиряков от огня. По данным МЧС России, лётчики под командованием Филина совершили 33 боевых вылета, сбросили на очаги пожаров более тысячи тонн воды, спасли от пламени 30 населённых пунктов с населением более 50 тыс. человек.
Зацепились за сопку?
Поисково-спасательную операцию, которой Владимир Пучков руководил из Иркутска, завершили к вечеру 4 июля: спасателям удалось найти «чёрные ящики» Ил-76, их уже доставили в московскую лабораторию Межгосударственного авиационного комитета. По информации пресс-службы МАК, они находились в очаге пожара и получили повреждения от огня, однако магнитная лента звукового самописца находится в удовлетворительном состоянии, блок памяти параметрического самописца - в хорошем. Ещё до расшифровки «чёрных ящиков» председатель комиссии МАК Сергей Якименко докладывал, что ведомство рассматривает три основных причины трагедии: человеческий фактор, технические неисправности и влияние природной среды. По предварительным данным расследования, все системы на борту работали исправно, а значит, воздушное судно могло врезаться в скрытую дымом сопку
Официального заключения комиссии ещё нет, однако «Интерфакс» со ссылкой на источники, знакомые с ходом расследования авиакатастрофы, сообщает, что, по предварительной версии, пилоты снизились до чрезмерно низких высот в сложных метеоусловиях, чтобы эффективнее воздействовать на огонь, и до последнего момента пытались удержать самолёт в воздухе. По данным телеканала «Россия», эксперты МАК уже закончили расшифровку самописцев и не услышали на плёнке никаких криков - вероятно, столкновение с землей произошло внезапно и экипаж даже не подозревал о скорой гибели.
Как сообщает пресс-служба Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ, в рамках уголовного дела следователи изъяли документацию, имеющую отношение к последнему полёту Ил-76, а также магнитные носители с записями переговоров экипажа с диспетчерами, допросили сотрудников регионального филиала Росавиации, диспетчеров и сотрудников, которые заправляли самолёт.