aif.ru counter
117

Уж лучше б врали об утонувших богатствах Чингисхана, нежели Колчака

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. «АиФ - В Восточной Сибири» 06/10/2010

Окончание.

Начало в № 39 «АиФ в ВС».

В то время как федеральный «АиФ» знакомит читателей с версией о крупном хищении «золота Колчака» в Казани, иркутский исследователь Сергей Волков продолжает опровергать популярное нынче заблуждение о том, что исчезнувшая часть золотого запаса Российской империи может находиться на дне Байкала. Напомним, о блеске драгметалла в озере не раз заявляли члены глубоководной экспедиции «Миры на Байкале».

О перемещении и расходовании «золота Колчака» сохранилась масса банковских документов, из которых видно, что больших потерь драгоценностей не было в природе. Все эти байки о зарытых в мёрзлом грунте лютой зимой 1919 г. золотых кладах вдоль Транссиба и утонувших вагонах, набитых золотыми слитками, - фантазии людей, не пожелавших сходить в библиотеку, чтобы узнать правду. Распространение ошибочных сведений не делает чести их авторам и имиджу серьёзной научной экспедиции на Байкале.

Хотя, может быть, и стоит для подрастающей молодёжи оставить жить новую версию легенды о паре «блеснувших колчаковских слитков» на дне Байкала, чтобы не убивать надежду на возможность находок артефактов у новых дайверов - будущих исследователей дна нашего загадочного озера.

Какими вагонами считать

Золотой состав Колчака при его эвакуации на восток стал самой крупной перевозкой драгоценностей тех лет. Из Омска слитки и золотые монеты перевозились в двухосных пульмановских вагонах (максимальной грузоподъёмностью 16 т), а возвращались из Иркутска после ареста Колчака в более вместительных американских вагонах (30 т). Таким образом, сократилось количество вагонов - с 29 до 13. Эта разница и породила миф о пропаже десятка вагонов с золотом.

Между тем на всём пути следования на восток золотой состав надёжно охранялся, пломбы на вагонах проверялись по несколько раз в день. Движение большей части денежных средств и перемещение золотого запаса полностью отслеживается по сохранившимся банковским документам. Все траты колчаковского правительства из золотого запаса известны, их движение скрупулезно, вплоть до счёта в размере $75 на травлю насекомых в здании торгового представительства Нью-Йорка, систематизировано историком О. Будницким в книге «Колчаковское золото».

Из опубликованных архивных документов (при желании которые легко найти) известно, что Колчаку досталось золотых запасов на сумму 645 410 870 руб. (в весовом эквиваленте это - 490 т 448 кг золота, преимущественно в монете и слитках), из них возвращено из Иркутска в Казань - 409 625 870 руб., доставлено во Владивосток четырьмя поездами и истрачено - 190 899 651 руб., захвачен пятый поезд атаманом Семёновым в Чите, небольшая часть золота потрачена на содержание его армии, но в основном - передана на временное хранение японским оккупационным властям, т.е. попала в японские банки и была истрачена на нужды белого движения - 43 557 744, похищено в Омске при погрузке в последний, шестой по счёту, эвакуируемый золотой эшелон Колчака - 60 тыс. руб., пропало между станциями Зима и Тыреть в ночь на 12 января 1920 г. - 780 тыс. руб. 3 мая 1920 г. золотой запас РСФСР (5143 ящика и 1678 мешков с золотом и другими ценностями) был доставлен обратно в Казань и помещён в кладовые банка. Дебет с кредитом, в принципе, сходится, никаких многотонных потерь и исчезнувших неизвестно куда вагонов золота нет. Пропало лишь в сумме 13 ящиков, общим весом 750 кг.

Чехи золота не брали?

Не выдерживает критики и растиражированный миф о передаче части половины золотого запаса чешским легионерам за выдачу Колчака. В действительности, под угрозой непропуска их эшелонов на восток всё золото до копейки было ими возвращено большевикам в Иркутске, о чём свидетельствует сохранившийся протокол, который хранится в Военно-историческом архиве Чешской республики.

Остаётся единственная и возможная для аргументации поиска золота на дне Байкала версия - могли ли 750 кг пропавшего золота в Тырети каким-то образом оказаться в итоге на дне Байкала в районе Кругобайкальской железной дороги? Весьма маловероятно. Даже если предположить, что золото было снято с поезда по приказу Колчака для нужд отступающей армии и перегружено на подводы каппелевцев, а потом утонуло напротив Толстого мыса в Байкале. В это трудно поверить - нигде в мемуарах белых не упоминается движение по льду вдоль Кругобайкальской железной дороги. Отступающие каппелевцы шли колонной по маршруту: пос. Листвянка - Большое Голоустное - ст. Мысовая, это почти на 70 км севернее того места, где «Мирам» блеснул «презренный металл».

Следует заметить, что произошло это на расстоянии 1,5 км от берега и на глубине 400 м, недоступной для погружений дайверов, поэтому подтвердить находку брусков с золотым блеском вряд ли в ближайшее время удастся. Рельеф подводного склона в районе Толстого мыса, по наблюдениям дайверов, пологий. Как могли вагоны в перевёрнутом положении, кувыркаясь, укатиться под водой без рельсов по крупным валунам, через скалы и рвы на 1,5 км от берега?!!

Какое историческое знание приобретёт молодёжь, если историки, газеты и телевидение будут ежедневно распространять неверные исторические факты, и какая польза от научных экспедиций, сознательно распространяющих сомнительные фактами? Охотникам за дешёвыми сенсациями проще было бы объявить о поиске золота Чингисхана, опровергнуть версию о его затоплении в Байкале за давностью лет было бы значительно труднее, нежели о золоте Колчака!

Продолжение темы:

Попали ли золотые слитки на дно Байкала – большой воп­рос

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах