Примерное время чтения: 5 минут
302

С высоты «птичьего» полёта Иркутск увидели 105 лет назад

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. «АиФ - В Восточной Сибири» 07/03/2011

Сегодня с любезного согласия автора мы знакомим наших читателей с первыми воздухоплавателями Иркутска.

Если сообщения о появлении в небе странных «объектов» (например, «шар с вращающимися прожекторами») счесть досужими вымыслами, то первое конкретное сообщение о полёте над городом относится к 24 сентября 1906 года.

Смелая женщина

Тогда «при многочисленном стечении публики и благоприятной погоде состоялся полёт воздушного шара из Интендантского сада. Поднявшись вместе с Коронтенковою на головокружительную высоту, шар медленно поплыл в воздухе по направлению к Знаменскому монастырю, перелетел Ушаковку и опустился во дворе женской обители».

Более - никаких подробностей, а жаль. Ведь есть географическая привязка - Интендантский сад (сейчас на этом месте находится автовокзал да несколько цехов бывшего Куйбышевского завода). Во-вторых, назван воздухоплаватель: Коронтенкова. Увы, кто эта бесстрашная дама - мы уже никогда не узнаем. И в-третьих, место посадки - Знаменский монастырь за Ушаковкой: можно представить смятение монахинь при виде опускающегося шара!

31 мая 1907 года «состоялся полёт воздухоплавателя Моисеенкова на воздушном шаре из сада «Циклодром». Гонимый восточным ветром, при неблагоприятной погоде, шар поднялся высоко и медленно опустился в Иркут. Благодаря спасательному поясу воздухоплаватель выбрался на берег. Брошенный шар понесло по реке, зацепило за камень и разорвало водой».

Можно предположить, что г-н Моисеенков был первым воздухоплавателем и частным владельцем воздушного шара в Иркутске. При восточном ветре от бывшего циклодрома (прежде там упражнялись велосипедисты, а теперь - стадион «Локомотив») до Иркута - рукой подать…

А в русской армии того периода уже существовала практика использования привязных аэростатов, воздушных шаров и даже змеев - для разведки. Полковник С.А. Ульянин сконструировал и специальную фотокамеру, которая вела съёмку неприятельских позиций (в 1911 году талантливый изобретатель возглавит первую в России школу военных летчиков - Гатчинскую, а его камера с пользой прослужит всю Первую мировую войну).

Военно-метеорологический союз

По окончании Русско-японской войны в Иркутске расквартировали 2-й Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон в составе 18 офицеров и 677 нижних чинов. Батальон жил своей изолированной жизнью войсковой части: нёс караульную службу, проводил смотры и учения. Когда же военные запускали в небо шары и аэростаты, это, естественно, вызывало жгучий интерес иркутян.

Потому и неудивительно, что директор Иркутской магнито-метеорологической обсерватории Вознесенский подружился с офицерами. Судя по его научной деятельности, Аркадий Викторович был не только любознательным, но ещё и энергичным, а значит, и общительным человеком. На скором знакомстве с военными сказалось и соседство: батальон разместился в районе нынешних улиц Седова, 25 Октября, Трилиссера и 4-й Советской. Обсерватория же (метеостанция) со своими постройками и ныне находится на том же месте.

9 сентября по распоряжению командира батальона подполковника Ф.А. Лихачёва военные впервые взяли на борт штатского человека. Приборы, установленные на воздушном шаре, должны были фиксировать высоту полёта, изменение атмосферного давления, температуру и влажность воздуха. Этим полётом в Иркутске было положено начало аэрологическим наблюдениям.

О своём полёте директор обсерватории оставил доклад с интересными подробностями:

«…Шар в 640 кв. м., наполненный водородом, был пущен в 11 ч. 35 мин. утра от Архиерейской дачи на Ушаковке. Он медленно поднялся на высоту 300-400 метров, причём его понесло вниз по Ушаковке версты на полторы, затем у устья этой речки, впадающей в Ангару, он принял несколько другое направление и, пересекши Ангару по направлению к Иннокентьевскому монастырю, пошёл вниз по долине Ангары, придерживаясь её левого берега.

После перехода на левую сторону Ангары шар держался на высоте от 500 до 850 метров. Как при перелёте через Ангару, так и при каждом дальнейшем приближении к ней шар постоянно и заметно снижало - очевидно, вследствие более низких температур воздуха над водой. Так как помимо меня на шаре поместились ещё капитан П.Ф. Естифеев и подпоручик Л.А. Дацкевич, то, при небольшой подъёмной силе шара, пришлось взять только 4 мешка балласта, который пришёл сравнительно скоро к концу.

…Ровно в 1 час дня благополучно опустились в двух верстах от селения Зуевского и в таком же приблизительно расстоянии от полустанции Мегет - всего в 200 саженях от Ангары. Подбежавшие крестьяне-сенокосцы с большим любопытством отнеслись к невиданному до сих пор ими шару и, вместе с тем, очень толково и с полной готовностью помогли закрепить шар и убрать его.

Это было тем более кстати, что небольшим неожиданным шквалом стало довольно сильно трепать шар, и справиться с ним втроём было не под силу. В 7 часов вечера мы были уже в Иркутске. Длина пройденного пути по карте - 28 верст».

Сейчас, вглядываясь в фотографии, впервые сделанные с высоты птичьего полёта учёным, трудно представить: три человека, в плетёной корзине по пояс, практически в неуправляемом полёте - полностью предоставлены ветру и восходящим потокам.

До появления в Иркутске первого летательного аппарата оставалось чуть более трёх лет…

Фотофакт:

Из нескольких снимков, и поныне хранящихся в фондах Иркутской метеостанции, с высоты наиболее узнаваем сделанный примерно со стороны нынешнего исторического 130-го квартала. В центре по горизонтали - Русиновская (теперь Байкальская) с пересечением 3-й Иерусалимской (Трилиссера). Хорошо видно белое одноэтажное здание с десятью окнами, сейчас здесь расположена городская библиотека (отмечена на фото). Сохранился и парковый квартал с постройками, принадлежавший ранее и теперь Иркутской метеостанции.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах