Мечта сибиряка Алексея Шутько похожа на кадр исторического фильма. Геолог из посёлка Большая Речка попробовал себя в корабельном деле ещё в начале девяностых. За семь лет прямо в огороде, рядом с баней и мастерской, вырос парусник старинного образца. Весной он должен встать на воду.
С улицы фрегат видно не сразу, нужно подойти поближе, чтобы притаившаяся громада постепенно выглянула из-за дома. Первой показывается дородная русалка на носу, покрытая бронзовой краской. Чуть правее от неё - деревянный якорь. Чёрные пузатые бока парусника находятся почти на одном уровне с крышей.
«Корабли - как дети, никогда не знаешь, каков будет результат», - поднимается по приставной лестнице мастер. Его восемнадцатиметровый красно-чёрный красавец из листвяка почти готов, осталось установить мачты, поставить пушки - и можно поднимать паруса.
- Один мой друг - судья по парусному спорту - как-то пригласил вместе с ним сходить в море, - вспоминает Алексей Николаевич. - Так понравилось, что захотелось самому смастерить кораблик. Начал с одиннадцатиметровой шхуны, сварил её из металлических листов. На Байкале мы в ней в хорошие шторма попадали - выстояли. А потом продал судно и… затосковал.
Корабельный край?
В десятке метров от фрегата Алексея Шутько строит деревянную шхуну сосед мастера - писатель и художник Валерий Ефимович Нефедьев, по-соседски - Ефимыч. В тридцати километрах отсюда - кордон, где лесник Виктор Ткаченко, друг нашего героя, сооружает… пятнадцатиметровый бриг из кедра. А построить именно восемнадцатиметровую палубу Алексею Шутько посоветовал иркутский преподаватель трудов Лука Распутин, который на досуге… тоже балуется кораблестроением! Мастер говорит, это не общая корабельная школа: каждый начинал сам по себе, сам искал технологию - все пришли к одному занятию разными путями.
- Наверное, нет черты, отличающей всех корабелов. Корабли строят такие же люди, как все. Главное, что нашёл в этом занятии я, - то, что мозг постоянно занят. Размышляешь, как улучшить конструкцию, как что-то более ловко сделать… Мужик должен постоянно думать о деле, чтобы не в голову глупые мысли. Иначе его потянет или к женщинам, или к революции, - смеётся строитель, - и то, и другое опасно.
«Позвоночник», он же киль пока безымянного фрегата - две лиственницы, «прошитые» старинным рельсом. Вероятно, японским: в начале двадцатого века неподалёку были золотые прииски, и в тех местах до сих пор находят такие рельсы - втрое легче нынешних. «Рёбра» - шпангоуты - из изогнутых лиственниц (мастер специально искал в тайге кривые деревья), а треугольные паруса - из списанных грузовых парашютов. Впрочем, судно вполне может передвигаться и на дизельной тяге: мастер установил на него двигатель от трактора «Беларусь». Перекочевала на корабль и рында середины 19 века, которую кто-то сдал на металлолом.
Со всеми затратами стоимость деревянной диковинки Алексея Шутько не превышает… ста тысяч рублей!
- Это не считая труда, конечно, - добавляет мастер. - Если этот пункт добавить (Алексей Николаевич с самого начала строит фрегат в одиночку!), думаю, до миллиона дотянет.
Что делать с детищем, когда оно будет готово, корабел ещё не решил: может, катать по Байкалу туристов. А, может, и… затопить.
- Фрегат, конечно, в отличие от петровских предшественников, наполнен пенопластом и труднопотопляем. Но при желании опустить его на дно можно, - размышляет Александр Шутько. - Представляете, какой интерес для дайверов - парусник, притом старинный, на дне Байкала? В конце концов, если всё будет благополучно, о нём поговорят и забудут, а здесь постоянно будет интрига. К тому же, лиственница прекрасно сохраняется в воде, я одной такой, выловленной со дна, покрыл крышу - до сих пор как новая.
На корабле таких же габаритов, как судно Алексея Шутько, плавал пират Френсис Дрейк, вторым после Магеллана совершивший кругосветное путешествие. Больше «прототипов» у судна не было, разве что «собирательный образ» пузатого петровского парусника, который вывел сам мастер.
Корабль рос вместе с внучкой
…На палубе под ноги попадается фарфоровое блюдце.
- Маринкино, - кивает Алексей Николаевич. Его восьмилетняя внучка росла вместе с кораблём, судно начало строиться примерно через год после её рождения. Этим летом на фрегате вместе с девочкой обитали все местные дети и несколько кошек. Сейчас осталась одна - игрушечная - видимо, выпала за борт и обосновалась на крыше.
Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ
В приметы про женщин на корабле мастер не верит, говорит - куда без них? А вот церковных праздников старается придерживаться: однажды сломал ногу, когда работал в воскресенье. Воспринял это как знак, воскресенье с тех пор - выходной день. Перед спуском на воду мастер планирует освятить судно. А заодно поинтересоваться у местного батюшки, не назвать ли фрегат в честь одного из апостолов. «По крайней мере, именем политика корабль точно не назову», - улыбается Алексей Николаевич. Теперь ему осталось дождаться холодов, чтобы на специальных санях отбуксировать парусник к воде и перекатить по льду на глубокое место. Слухи, что для такого переезда придётся убирать электрические столбы, умелец развеял - высокие мачты, которые могут зацепить провода, будут установлены уже на льду.
Алексей Николаевич до сих пор работает на корабле - говорит, есть над чем «кумекать». Успевает работать в музее деревянного зодчества «Тальцы» и вместе с женой Татьяной мастерить по старинной технологии берестяные туеса. В таких сейчас среди владельцев дорогих коттеджей стало модно хранить воду. А 20 лет назад Алексей Шутько объездил со своими «берестяными» выставками страну - ещё в «докорабельную» пору.
…Мастер держит руль фрегата. Сверху далеко виден посёлок. Волны плещутся совсем рядом, и ветер доносит запах воды.
- Это рулевое колесо с другого корабля. Не знаю, какие просторы он бороздил, что с ним сейчас, а жизнь его, видите, продолжается.
- Скажите, а где у корабля душа?
- Никогда об этом не думал… Мотор - сердце. А душа… наверное, она везде, во всем объёме разом - щурится, глядя на воду, мастер, дающий жизнь мечте.