Так, более чем полвека непрерывной эксплуатации автодороги общего пользования, участок которой проходит по кровельному перекрытию машинного зала Иркутской ГЭС, не рассчитанной на увеличившийся грузопоток, привели к ряду проблем. Выполненное в 2002 году ОАО «Институт Гидропроект» (Москва) обследование подтвердило наличие предельно допустимых нагрузок и вибраций на плиты перекрытий из-за активного использования автодороги, проходящей по плотине.
В целях создания условий для безопасной эксплуатации плотины Иркутской ГЭС, в течение 2011-1013 годов планируется реализация проекта реконструкции, которая возможна только при условии полного запрета на проезд через плотину во время ремонта. После ввода в эксплуатацию в декабре 2009 года нового моста через реку Ангара, с целью снижения нагрузки на плиты перекрытия машинного зала и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, необходимо уже в ближайшее время прекратить движение через плотину грузовых автомобилей массой более 3,5 тон. Предполагается, что запрет на движение автотранспорта через плотину будет осуществляться ежегодно сроком до 6 месяцев.
Непростая ситуация сложилась и на Братской ГЭС. При возведении плотины ГЭС через реку в нижнем бьефе обычно возводится автодорожный мост. Когда происходило проектирование и строительство Братской ГЭС, при наличии Падунского каньона, автодорожный мост было решено разместить по телу плотины.
Мост, проходящий по гребню плотины, был сооружен в 1967 году и на тот момент времени полностью удовлетворял требованиям интенсивности движения автотранспорта. В настоящий момент фактически рассчитанное значение интенсивности движения превышено в 10 раз. Сорок лет эксплуатации не прошли даром для конструкций автодороги, которые стареют, а с интенсивностью движения этот процесс ускоряется.
Но основным источником опасных техногенных воздействий на конструкции Братской ГЭС оказывают проходящие по плотине товарные железнодорожные составы. Учитывая интенсивность движения поездов и их грузоподъемность, состояние плотины ухудшается, что и подтвердили соответствующие исследования, проведенные в 2008 году. Кроме того, по своим параметрам и техническим данным отрезок железнодорожного полотна проходящего по плотине не справляется с тем грузопотоком, который идет в сторону БАМа. На плотине скорость движения составов снижается до максимально допустимой, а на подходе они простаивают, дожидаясь своей очереди.
Чтобы максимально снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций на Братской ГЭС необходимо провести специальные исследования и по их результатам до того момента, как будет построен мост в нижнем бьефе Братской ГЭС, определить график движения железнодорожных составов с учетом скорости движения и загрузки. Также необходимо решить вопросы, связанные с проектированием и строительством моста для автомобильного и железнодорожного транспорта, который бы располагался в нижнем бьефе плотины ГЭС.
Эти вопросы будут обсуждаться 28 декабря на последнем плановом заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Иркутской области, которое будет проходить под председательством губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева.
По информации начальника ОГУ «Центр ГОЧС и ПБ» Константина Дроздова, https://emercom.irtel.ru