Работать «на дядю» в наше время мало кому хочется: серые офисные будни с девяти до шести, страх перед начальством, роль «мальчика на побегушках». Хотя бы раз в жизни каждый из нас наверняка задумывался о том, чтобы открыть собственное дело и ни от кого уже не зависеть. Однако превратить мечту в реальность решаются немногие, а удерживаются на рынке - единицы.
Неконтролируемый рост тарифов и налогов, постоянные изменения законодательства, административные барьеры - к этим традиционным проблемам начинающие «малыши» добавили ещё и полное отсутствие информации о той помощи, которую можно получить от государства и муниципалитета. По крайне мере молодые предприниматели говорили об этом в один голос на заседании тематического круглого стола, состоявшегося в понедельник в пресс-центре «АиФ в Восточной Сибири».
Государственные деньги: приходи - бери?
Малый и средний бизнес в Иркутске - развивается да ещё и поддерживается. С такого оптимистичного утверждения начал своё выступление начальник управления экономической политики мэрии Павел Шишкин.
- Сейчас реализуется третья городская программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП)» - более осмысленная и масштабная, по сравнению с предыдущими, - отметил он. - Если говорить о нефинансовой поддержке, то это семинары и тренинги для начинающих бизнесменов, бесплатные консультации. Из финансовой можно выделить возмещение части затрат на приобретение основных средств и участие в выставках-ярмарках, по оплате арендных, лизинговых платежей и процентной ставки банковских кредитов, а также компенсацию расходов на написание бизнес-планов инвестиционных проектов. К сожалению, последний вид поддержки в нашем городе практически не востребован. Это вызывает опасение, что предприниматели не инвестируют в свой бизнес, нет у нас реальных серьёзных проектов. С другой стороны, мы видим и отсутствие обмена информацией между бизнес-сообществом и администрацией. Существует недоверие бизнеса к власти, а зря. Необходимо идти, спрашивать, просить, тогда и получишь желаемое. На самом деле это не так сложно, как многим кажется: достаточно написать заявление и собрать пакет документов.
Тем не менее, счастливыми обладателями субсидий становятся далеко не все. В основной своей массе потенциальные дельцы вынуждены обращаться в банки за кредитами, причём не самыми «дешёвыми». Да и то не факт, что дадут. Здесь на помощь спешит Иркутский областной гарантийный фонд, который готов поручиться за владельца малого и среднего бизнеса перед финансовой организацией (размер поручительства составляет 70% от суммы обязательств по возврату кредита и процентов. - Авт.).
- Кредитор оценивает, во-первых, финансовое состояние заёмщика, а во-вторых, то обеспечение, которое предприниматель может предложить в качестве гарантии возврата средств. Бывает так, что человеку не хватает залога по кредиту, а его бизнес требует всё больших и больших вложений, тогда возникает разрыв, который он может с нашей помощью компенсировать, - рассказал директор фонда Анатолий Коляда.
Правда, стоит уточнить, что услуга фонда является возмездной, цена - одна треть ставки рефинансирования Центробанка, которая на сегодняшний день равна 8,25%.
Кроме того, бизнесменам могут помочь в повышении общего образовательного уровня и квалификации по узким вопросам, рассказал заместитель директора Байкальского центра экономического образования и предпринимательства Сергей Мозулев:
- Люди, которые приходят к нам учиться, не всегда представляют, какие возможности им может предоставить хорошо разработанный бизнес-план. Конечно, планировать в нынешних условиях сложно, поэтому многие и считают непростительной тратой драгоценного времени написание красивых документов о том, как всё будет хорошо. А то, что это рабочий инструмент, который позволит избежать многих рисков, понимают далеко не все. Между тем во Франции, например, после прохождения длительного обучающего курса предприниматель получает право воспользоваться господдержкой и выйти на инвесторов только в том случае, если перед специальной комиссией защитит свой проект. Без него и учиться-то не приходят. Это хороший пример для подражания, однако в Иркутске пока этого нет - мы не видим прямой связи между полученными знаниями, опытом и целевым использованием денег по бизнес-проекту.
Информирован - значит, вооружён
Удивительное рядом: оказалось, что начинающие предприниматели вовсе не слышали о тех программах и поручительствах, о которых так красиво говорили первые ораторы. А для некоторых из них откровением стало существование областного гарантийного фонда, о котором, казалось бы, только ленивый не знает.
- Дайте нам понять, как получить помощь от государства, - обратился к представителю мэрии молодой руководитель инновационной компании Иркутска Константин Лагутин. - Вот на сайте городской администрации периодически публикуется информация о том, что проводится тот или иной конкурс на получение субсидий, а буквально на следующий день сообщение уходит в ленту новостей. Получается, кто успел его зацепить глазом, тот и подал заявку. Может, отдельный интернет-портал создать?
- Когда я запускала свой социально значимый для города проект, то рассчитывала на то, что он заинтересует муниципальную власть, однако понятия не имела, к кому обратиться, - поддержала коллегу руководитель первой в Восточной Сибири оранжереи живых бабочек Октябрина Хамнаева. - Записалась на приём в администрацию, сходила в налоговую, теперь планирую обратиться за помощью в банки. Нет у нас единой организации, в которой бы предпринимателя проконсультировали сразу по всем вопросам, плюс полное отсутствие информации. У многих в предпринимательской среде, с кем я общаюсь, складывается впечатление, что бизнес в Иркутске могут построить лишь родственники известных и успешных людей. Мне даже знакомые не верят, что я на собственные деньги, без помощи покровителей, реализовала проект. Говорят, ненормальная, лучше бы квартиру в ипотеку взяла и сидела спокойно.
Однако Павел Шишкин попытался убедить молодёжь, что информации - предостаточно: и в Сети, и на специальных стендах в налоговых инспекциях, и даже на уличных баннерах, а вот предпринимательская активность оставляет желать лучшего. Такую точку зрения разделяет и руководитель Иркутской областной общественной организации предпринимателей Ильдус Галяутдинов:
- Много лет назад в Иркутске была сформирована инфраструктура поддержки бизнеса по различным направлениям, в том числе информационному, а последние полгода на базе нашего предприятия действует Центр развития молодёжного предпринимательства. Проблема в том, что, действительно, в регионе нет коммуникационного канала, через который получилось бы достучаться до каждого из сотни тысяч бизнесменов.
- Администрация должна больше усилий тратить не на раздачу денег, что приучает бизнес к потребительству и ведению неправильных бизнес-моделей, а на выстраивание правил коммуникации и взаимодействия, - согласился представитель Центра содействия развитию государственно-частного партнёрства в Приангарье Александр Чанчиков.
Надо менять всю систему
А ведь куда более грамотной политикой стало бы создание таких условий, при которых предпринимателям и помощь-то никакая не потребуется.
- Им ведь важны не столько какие-нибудь халявные 150 рублей, которые дадут на развитие, сколько нормальные условия для работы, чтобы элементарно не мешали, - считает руководитель НП «Малые предприятия Иркутской области» Валентина Сокова. - Взять тот же бизнес-план. Ничего он не даёт! Сегодня мы его сделали, а завтра законодательство поменялось, причём, как правило, в худшую сторону. Вот в старом федеральном законе была замечательная норма: в каких законодательных условиях предприниматель начал свою деятельность, в таких он и работает на протяжении четырёх лет. К сожалению, в новом документе - 209-ФЗ - такого положения нет. А когда землю предоставляют всего на 11 месяцев, о каком долгосрочном развитии бизнеса можно говорить?
Неуверенность в завтрашнем дне формируется у субъектов МСП также в связи с непредсказуемым ростом налогов и цен на энергоресурсы. Классические примеры 2011 года: выросли ставки страховых взносов во внебюджетные фонды и подскочили тарифы на электроэнергию (к примеру, в США тарифная ставка чётко прогнозируется на 10-15 лет вперёд. - Авт.). Так, одно молодое предприятие в Усолье-Сибирском, по словам Валентины Соковой, за год потратило на электричество аж 7 млн рублей! Не менее тяжёлым является и налоговое бремя.
- Это совершенно антинаучные решения, - не сомневается Ильдус Галяутдинов. - В начале 90-х до 80% бизнеса было в тени, к концу 2009-го стали постепенно выходить, а теперь опять вынуждены переходить на зарплаты в конвертах. Растёт криминальная составляющая. Отчисления с фонда оплаты труда увеличиваются в разы, а зарплаты - всего на 10-15%. Но малого предпринимателя не «задушишь», несмотря ни на что. Он хоть в подполье ночью будет выпускать ходовой товар, чтобы семью прокормить.
По мнению эксперта, необходимо, прежде всего, менять системные вещи (то есть федеральные законы, отношение государства к МСП. - Авт.), поскольку полномочия муниципалитетов здесь сведены к минимуму, а значит, любые решения на местном уровне не способны принципиально повлиять на общую картину. А Константин Лагутин призвал ввести налоговые льготы для «инновационщиков», чтобы остановить «утечку мозгов» на Запад, на что Павел Шишкин тут же ответил: в городской администрации рождается документ, предусматривающий уменьшение ставки земельного налога.
Крик предпринимательской души
Наталья Пустовалова, владелица ателье, п. Большой Луг:
- Вот вы говорите о мерах поддержки, а всё это мимо нас проходит. В посёлке, где проживают пять тысяч человек, и речи нет о развитии бизнеса. Кредиты в банках дают плохо - не помню, чтобы кто-то из наших больше 3 млн рублей брал, всю прибыль «съедают» налоги и тарифы, так что даже на оплату труда сотрудников не остаётся. А с местной властью бизнесмены вообще в войну вступили.
Кстати:
На сегодняшний день в Иркутской области под категорию предпринимателей попадают около 170 тыс. человек (а всего в экономике занято порядка 700 тыс. жителей региона), ежегодно пополняющих бюджет на 2,8 млрд рублей, при том, что общий объём налоговых и неналоговых поступлений достигает 80 млрд. Для сравнения, в США малый и средний бизнес формирует до 75% бюджета.