Примерное время чтения: 3 минуты
65

Ильин день, рубеж между летом и осенью, отмечают православные

Св. Илия (Илья), живший, как говорит ветхозаветное предание, в Израильском царстве за девять веков до Рождества Христова, почитался всеми христианами как один из величайших пророков, устами которого говорил сам Бог, а также как чудотворец, одаренный божественной властью, проповедник, предсказывавший будущее от имени Бога.

Ильин день был для целого ряда областей России переломным днем, рубежом между летом и осенью: «На Илью до обеда лето, с обеда осень», «На Ильин день и камень прозябает», «С Ильина дня работнику две угоды – ночь длинна и вода холодна». Крестьяне считали, что к этому дню должен быть закончен сенокос «Илья Пророк – косьбе срок»; начата жатва: «Илья жниво зачинает, лето кончает»; «подрезаны» первые соты в ульях.

В Ильин день и следующую за ним ильинскую неделю обычно устраивали молебны, а в некоторых губерниях совершали обряды жертвоприношений. В случае засухи молились Илье Мокрому, а при дождливой погоде – Илье Сухому.

Жертвоприношения Илье Пророку в надежде на его покровительство и защиту осуществлялись в разных формах. Так, например, во время засухи для Ильи ставилась на въездные ворота в деревню чаша с овсом и рожью, его икона опускалась в святой родник или в святой колодец. В церковь относили мед, пиво, колосья свежей ржи и горох. Обрядом жертвоприношения принято также считать широко известный в России обычай коллективной трапезы с закланием быка или барана в Ильин день. Крестьяне сгоняли весь домашний рогатый скот к церкви или часовне, около которых священник проводил молебен перед иконой Ильи Пророка и освящал скот, окропляя его святой водой. После этого закалывали заранее выбранное животное, купленное на общественные деньги. Часть мяса, обычно лопатку, отдавали в церковь, а остальное готовили в общем котле. Одновременно с этим варили пиво. Затем на улице расставляли столы, и начинался пир для всей деревни, заканчивавшийся всеобщим весельем и гуляньем молодежи до восхода солнца. Обряд заклания быка с последующим пиром, перекликавшийся с ветхозаветным рассказом о тельце, поднесенном Илией Яхве на горе Кармель, – один из древних по своему происхождению обрядов. Он имел вполне определенное магическое значение: способствовал урожаю и плодовитости скота.

Для Ильина дня были характерны и другие обрядовые действия. Так, например, обращались к Илье с молитвами о здоровье: «Молюсь тебе, святой Божий Илья! Пошли тридцать ангелов в златокованом платье, с луки и стрелы, да отбивают и отстреливают от раба Божия (имярек) уроки и призоры и притки, щипоты и ломотья и ветроносное язво. Спустите мне гром и молнию, отбивайте и отстреливайте от раба Божия уроки и призоры, потяготы и позевоты». Ильинским дождем умывались в надежде на предохранение от всевозможных чар. В этот день обращались к Илье с просьбой уничтожить в деревне всю нечисть, а также клопов, блох и мух. Для этого во время грозы святой водой опрыскивали дом, выгоняли спрятавшихся в углах бесов на улицу, веря, что Илья убьет их стрелами-молниями. 

По материалам русской энциклопедии Традиция

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах