Примерное время чтения: 8 минут
260

Говорить на языке ребёнка. Как и от чего защищают детей в Приангарье?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ в Восточной Сибири 01/06/2022
1 июня отмечается Международный день защиты детей.
1 июня отмечается Международный день защиты детей. pixabay.com

1 июня отмечается Международный день защиты детей. Уполномоченный по правам ребёнка в Иркутской области Татьяна Афанасьева рассказала нашему изданию о том, как взрослые защищают права детей, как ребёнок может защитить себя сам, а также дала несколько советов родителям.

Ежегодно в аппарат детского уполномоченного поступает около 1,5 тысяч обращений. Большинство из них - запросы на правовые консультации, остальные обращения - дела о нарушении прав детей.

Больше всего нарушений

Анна Садовникова, «АиФ-Иркутск»: Татьяна Витальевна, что такое защита прав ребёнка?

Татьяна Афанасьева: Ответ на вопрос очень простой и короткий - права ребёнка ничем не отличаются от прав взрослого. Наверное, их надо более внимательно и углублённо понимать с точки зрения защиты, потому что ребёнок ещё не готов самостоятельно защитить себя, но глобально ничего нового нет. Это право на жизнь, свободу, неприкосновенность и т.д.

- Отличается ли защита прав детей от защиты взрослых? Как защищают детей?

- Защита детей более тщательная. Сразу оговорюсь, - защищают права детей все взрослые, окружающие их: родители, школа, педагоги дополнительного образования, и, конечно, государство. Мы рассматриваем каждый конкретный случай и ищем решение. Где-то ребёнку нужно помочь психологически, где-то необходимо помочь родителям, иногда нужно повлиять на образовательное учреждение. Всё это защита прав ребёнка.

- Какие нарушения прав чаще всего встречаются у нас в регионе?

- Основная масса обращений в Иркутской области - нарушения прав детей в образовательной сфере. Это конфликты между родителями, педагогами, детьми. Нарушаются право на получение места в дошкольном образовательном учреждении рядом с домом, на перевод детей на домашнее обучение и наоборот. На втором месте по - безопасность. В прошлом году, например, многие родители в регионе были обеспокоены безопасностью своих детей во время их пребывания в школе - повлияли все те резонансные случаи, происходившие в стране. Ещё одна важная проблема - травмы, полученные в школе и их последствия.

- С какими трудностями приходится сталкиваться, защищая права детей? И как они решаются?

- Наверное, одна из самых больших проблем, которая осложняет защиту детей - семейные споры. Здесь законодательство не может помочь, а страдают именно дети. Порой родители при сведении счётов, как инструмент мести, используют своих собственных детей. Или родители, что ещё хуже, хватают своих чад и сбегают, а потом не дают общаться с ребёнком второму родителю. Очень сложно применить к таким родителям какие-то санкции или исключить ребёнка из этой ситуации.

У меня сейчас в работе есть такой случай - мама мальчика живёт в другом городе, а папа настраивает сына против мамы. Сейчас идут суды, мама добивается общения с ребёнком, папа вставляет ей палки в колёса. Мы помогаем маме, ведём работу с отцом, но пока всё сложно.

Другая сложность - защита прав детей на оказание медицинской помощи. Когда родители категорически не хотят лечить ребёнка даже в том случае, когда есть угроза жизни. Некоторые отказываются давать своим детям антиретровирусную терапию. Были случаи в Иркутской области, когда ребёнку, больному ВИЧ, родители, так называемые ВИЧ-диссиденты, не разрешали лечиться. Одного малыша не успели спасти. Недавно добились успеха – обязали маму по суду давать ребёнку терапию от вируса иммунодефицита. Вообще, всё, что касается здоровья детей, решается в суде. Мы в судебном порядке буквально заставляем родителей лечить своих детей.

- Как по закону могут наказать нарушителей прав ребёнка, в том числе родителей?

- Все нарушения прав ребёнка караются также как и нарушения прав взрослых людей. Это и административные наказания, и уголовная ответственность, в зависимости от преступления. Да, дела более тщательно рассматриваются. Родителей, как правило, чаще всего ограничивают в правах на ребёнка или лишают их вовсе. Бывают случаи, когда родителей также судят и лишают свободы. Это если было сексуальное насилие над ребёнком, наносились тяжкие телесные повреждения или если ребёнок погиб от рук родителя.

Куда пожаловаться?

-  Ребёнок не может самостоятельно уйти из семьи, если ему там плохо. Что он может сделать, чтобы защитить свои права? Куда ему пожаловаться?

- Семья, как мы уже говорили, к сожалению, самая закрытая территория, где достаточно трудно выявить какие-либо проблемы. Причём, что ещё страшно, - ребёнок, который с самого детства растёт в атмосфере насилия - неважно какого: сексуального, физического или психологического, чаще всего даже не понимает, что с ним делают что-то плохое. Сколько было случаев, когда дети вырастали и только от своих сверстников - в университете, например, узнавали, что такое отношение родителей не норма…

Для начала, чтобы защитить детей, надо вести работу с ними ещё в дошкольном учреждении и в школе. Необходимо, чтобы ребёнок просто понимал, что такое насилие, каким оно бывает и почему это плохо, тогда он сможет себя защитить. Ребёнок, если понимает, что с ним делают что-то плохое, может поделиться этим с друзьями и их родителями или с соседями. В школе он может пожаловаться педагогу, которому доверяет. У ребёнка есть возможность позвонить по телефонам доверия - сейчас по закону во всех образовательных учреждениях должны быть стенды с номерами горячих линий и служб доверия для детей и подростков.

- Что делать взрослому, если он подозревает, что права чужого ребёнка нарушаются? Как в этой ситуации действовать наиболее корректно?

- Точно могу сказать, что лишнего внимания не бывает - лучше перестраховаться. Если соседи или родители друзей ребёнка видят и слышат, что с соседским ребёнком происходит что-то подозрительное, они могут обратиться в полицию, подать обращение уполномоченному или в органы опеки. Делается это анонимно - мы проверяем поступающую информацию, поэтому бояться, что никто не отреагирует не стоит.

Ничего страшного от проверки не случится, если всё действительно хорошо, но при этом это может спасти ребёнка, когда необходимо. Как пример, случай, который произошёл совсем недавно: мама оставила маленьких детей одних дома и ушла с сожителем на всю ночь. Соседи сообщили, мы проверили, - всё было так, как нам сказали. Теперь с матерью будут разбираться правоохранительные органы и органы опеки.

- Если говорить о психологическом насилии, то, как определить, что является насилием, а что нет?

- Психологическое насилие - самая трудно выявляемая категория насилия. Возможными показателями могут быть задержка в развитии, дёрганое или наоборот слишком пассивное поведение, уход от общения, неадекватная реакция на события. Понять, что с ребёнком что-то не так, не будучи психологом, крайне сложно.

Другое дело, когда вы видите общение родителя с ребёнком. Если мама или папа общается с ребёнком грубо - одёргивает его, кричит на него или оскорбляет, то это явное проявление психологического насилия. Причём в агрессивной форме.

Уберечь от опасности

- Конфликты в школах происходят всё чаще. Есть ли в наших школах медиаторы?

- В 2010 году у нас был принят закон о медиации и достаточно активно начали развиваться и внедряться в нашу жизнь медиативные технологии. Однако в последние годы пошёл спад в этом направлении, особенно во всём, что касается служб школьной медиации. Наверное, это отчасти связано с проблемами на федеральном уровне - у нас всё время менялись названия служб, их назначение и обязанности. Началась путаница.

Сейчас снова уделяем внимание вопросу медиации. Мы хотим, чтобы школы умели и могли решить любые конфликты.

- Недавно вы составили карту опасных мест Иркутской области. Как в неё попали детские сады?

- Всё просто на самом деле. Когда идея такой карты возникла, опыта у нас ещё не было. Нам было трудно понять, что в неё вносить и по каким критериям. Посыл был такой: «всё, что несёт угрозу для ребёнка». Детские сады старой постройки, где при проверках нашли нарушения по безопасности, попали в эту карту.

- Вообще какие места попадают в эту карту и почему?

- Сейчас мы разработали критерии. К опасным местам относятся заброшенные и недостроенные строения, колодцы, чердаки. Это все те места, которые требуют ограждения, где ребёнку в принципе находиться нельзя. По каждому объекту, который попадёт в карту, мы будем работать с муниципалитетами, чтобы закрыть туда вход детям.

- Дайте совет родителям: как, и о чём поговорить с ребёнком, чтобы защитить его от опасностей и конфликтов?

- Главный совет - такой разговор не должен быть внезапным. Разговоры о безопасности нужно вводить в практику с наиболее раннего периода. Причём надо разговаривать с ребёнком наравне и максимально честно. Ребёнок должен расти в атмосфере доверия, он должен знать, что может прийти к маме и папе, и открыто поговорить. При этом он должен быть уверен, что его рассказ не обернётся против него.

Родителям в свою очередь надо помнить себя в том же возрасте, быть мягче к ребёнку и не забывать, что перед ними отдельная личность со своими проблемами и переживаниями.

Говорить можно как угодно - лично с глазу на глаз или, если ребёнок не идёт на такой контакт, попробовать диалог в смс-форме. Иногда современным детям проще переписываться. Надо выбрать подходящий вариант диалога. Именно установившийся контакт с детьми убережёт их. Основа безопасности детей - доверия в семье.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах