(обновлено )

Раз в 70 лет. Комета Ольберса максимально приблизится к Земле 20 июля

Генрих Ольберс открыл комету в 1815 году.
Генрих Ольберс открыл комету в 1815 году. / Фото Дана Бартлетта / Астроном Сергей Язев

Комета Ольберса уже «поздоровалась» с Солнцем, пролетев около него, и взяла обратный курс. 20 июля она будет максимально близко к Земле, но в следующий раз заглянет к нам где-то через 70 лет, успейте помахать ей вслед.

О том, что это за небесное тело, и можно ли его будет увидеть, корреспондент irk.aif.ru поговорил с астрономом, доктором физико-математических наук, профессором ИГУ Сергеем Язевым.

Космическая странница

Комета Ольберса известна науке уже более двухсот лет. Открыл её ещё в 1815 году известный немецкий астроном Генрих Ольберс, в честь которого она и получила своё имя. С тех пор мы видели комету нечасто, с 19 века она совершила всего 3 оборота вокруг Солнца. В последний раз небесное тело наблюдали в 1956-м, а следующий будет только ближе к 2094 году.

Для нас это, конечно, редко, но такой уж график у кометы: обращается вокруг нашей звезды она с периодом в почти 70 лет. Для космоса, к слову, это вообще не срок. Все кометы, которые появляются на небе чаще, чем раз в 2 столетия, астрономы называют короткопериодическими. Кстати, научное название у нашей «небесной странницы» - комета 13Р/Ольберса, где буква Р как раз указывает на то, что она короткопериодическая, а число 13 – на то, что среди таковых её открыли тринадцатой по счёту.

Горевать, однако, по поводу того, что увидеть 13Р/Ольберса ещё раз нам удастся довольно нескоро, не нужно. Дождаться конкретной кометы – это, конечно, дело недюжинного терпения, но в появлении комет над горизонтом в целом нет ничего удивительного, наука знает их уже около 7 тысяч.

«Комета Ольберса — это довольно типичная комета, - объясняет Сергей Язев. - Это небесное тело размерами в несколько километров, состоящее из грязного льда. По мере приближения к Солнцу, её ледяное ядро нагревается и от него отделяются частицы пыли и газа. Под давлением солнечного света они выстраиваются в светящуюся полосу. Так у кометы образуется хвост».

Увидеть своими глазами

20 июля комета Ольберса пролетит на минимальном расстоянии от Земли, но эта дистанция всё равно будет громадной. В момент максимального приближения комета останется в 283,5 миллионах километров от нашей планеты, то есть примерно в 1,6 раза дальше от Земли, чем Солнце. Кстати, застать космическую путешественницу на небе можно будет не только 20 июля.

«Разумеется, видно её будет не только в день наименьшего расстояния, - говорит Сергей Язев. – Её наблюдают уже давно и продолжат наблюдать после 20 июля, просто с этого дня её яркость будет понемногу уменьшаться».

Так что увидеть комету Ольберса время ещё есть, но сделать это будет нелегко. Её яркость (или, как говорят астрономы, блеск) составляет примерно 6,5-7 звёздных величин. Такой слабый свет человеческому зрению не доступен. Однако своими глазами комету увидеть всё-таки можно – через посредников. В этом деле пригодится телескоп или сильный бинокль.

Комета будет выглядеть, как слабое туманное пятнышко на чёрном небе. Сильный телескоп позволит рассмотреть её более подробно: в него уже можно будет увидеть хвост небесной странницы. Однако без должного опыта разглядеть комету Ольберса всё ещё будет сложно. Но кто ищет - тот всегда найдёт! Главное – знать, где искать.

Недавно комета двигалась по небу в созвездии Большой Медведицы, но его уже покинула. 20 июля она будет находиться в созвездии Малого Льва, так что и искать её нужно будет там.

Правда, в городе это сделать не получится, будет мешать свет от фонарей, машин и окон домов. Просто найти укромное место во дворе тоже недостаточно, ведь и там городское освещение не позволит ничего разглядеть. Нужно ехать в места потемнее – на природу или в отдалённую деревню, там увидеть комету будет намного проще. Но даже если не получится – не беда. Без городской засветки в небе видно намного больше звёзд, так что, даже если пропустите комету, то всё равно вид будет завораживающий.