Можно ли верить прогнозам погоды и грядёт ли глобальное потепление, «АиФ в ВС» рассказал главный метеоролог Иркутской области Леонид Проховник. 23 марта он и его коллеги будут отмечать профессиональный праздник - Всемирный день метеорологии.
Сегодня в ведении Леонида Борисовича находятся 87 метеорологических станций и более 200 метеорологических постов, расположенных на территории Приангарья и Республики Бурятия. Часть пунктов наблюдения затеряна в непроходимой тайге. Добраться до них можно только вертолётом либо по зимнику. Чтобы мы знали погоду на завтра, специалисты-синоптики каждые три часа снимают показания с приборов и в закодированном виде отправляют сводки в Гидрометцентр. Здесь данные из небесной канцелярии переносятся на специальные карты, на основе которых и составляется метеопрогноз.
- Однако информация, собранная со станций и постов Иркутской области - это ничто для прогноза, - подчёркивает Леонид Борисович. - Это только кажется, что можно посмотреть на облака и, подключив интуицию, что-то угадать. Для того чтобы спрогнозировать погоду в Иркутске на ближайшие несколько дней, необходимо получить информацию по всему земному шару или как минимум по Северному полушарию. Именно поэтому говорят: «Погода не знает границ». Кроме того, чтобы использовать эти данные, предварительно нужно понять законы, которые определяют перемещение воздушных частиц, постоянную трансформацию метеорологической ситуации.
В большинстве своём синоптиками работают женщины. У них лучше развито чувство интуиции. Ведь прогноз на 70% зависит от точности и качества наблюдений, но на 30% - от интуиции.
По старинке
«АиФ в ВС»: - Леонид Борисович, в прошлом году на все метеостанции Иркутской области поступили современные автоматизированные метеорологические комплексы. Почему тогда синоптики по-прежнему работают по старинке?
Леонид Проховник: - Новым оборудованием пока оснащены около половины станций. Установка комплексов должна быть завершена в третьем квартале 2012 года. Но у нас возникает ряд проблем. Во-первых, затраты на доставку техники в труднодоступные районы в десятки раз превышают стоимость оборудования. Один час полёта на вертолёте обходится нам в 100 тысяч рублей. Во-вторых, серьёзные сложности с запуском комплексов. Основное требование для их работы - стабильное напряжение. У нас же в регионе большинство населённых пунктов не имеет бесперебойного энергоснабжения. Малейший скачок будет вырубать устройство. Завозить на каждую станцию индивидуальный дизель - очень дорого. Сейчас рассматривается вариант использования альтернативных источников электроэнергии - солнечные батареи, например.
Но стоит сказать, что современные установки не избавят метеорологов от ручного труда. Автоматические комплексы замеряют лишь пять параметров: температуру, влажность воздуха, атмосферное давление, скорость и направление ветра. На метеорологической станции из 48 параметров лишь 28 (в том числе перечисленные пять) наблюдаются инструментально, остальные - визуально. Например, специалист должен определить количество облаков и их форму на глаз.
«АиФ в ВС»:- Правда ли, что термометры, которые висят дома возле окна или на зданиях многих организаций, показывают неверную температуру?
Л.П.: - Температура на уличном термометре очень относительна и не соответствует действительной. То же самое касается интернет-прогнозов. Для измерения температуры воздуха нужны специальные условия: например, термометр в обязательном порядке должен находиться на высоте 2 метра и в специальной психрометрической будке, которая защищает прибор от ветра и других погодных явлений, чтобы не было погрешности. На термометр за окном оказывает влияние даже стена дома. Поэтому лучше доверять профессионалам. Фактический прогноз иркутяне могут узнать по автоответчику погоды: 20-54-20, 20-58-20. Данные записи обновляются каждые три часа.
«АиФ в ВС»: - А верят ли синоптики в народные приметы и учитывают их при составлении прогноза?
Л.П.: - Народные приметы не лишены смысла, ведь в своё время все наблюдения за погодой начались именно с них. Однако большинство народных примет привязано к европейской территории, где совершенно другие погодные условия, чем в Сибири. К тому же в течение десятилетий отмечается изменение климата, и уже многие приметы просто «не работают».
Прогноз - это не диагноз
«АиФ в ВС»: - Про синоптиков шутят: они ошибаются один раз, но каждый день. Почему, несмотря на шагнувший далеко вперёд технологический прогресс, прогнозы часто не оправдываются?
Л.П.: - Прогноз сам по себе предполагает вероятность, поэтому не может быть на 100% точным. Прогноз - это не диагноз. Существует теорема о предсказуемости, которая гласит, что теоретически никогда, даже если у человечества появится самое совершенное оборудование, невозможно прогнозировать погоду более чем на три недели вперёд. Сейчас максимальная «дальновидность» синоптиков - 6-7 дней. Основоположник кибернетики Норберт Винер рассчитал, что если математика будет развиваться такими же темпами, как сейчас, то решить уравнения погоды можно будет только лет через 400. По итогам 2011 года, средняя оправдываемость суточного прогноза в системе Росгидромета составила 96%. В Иркутском управлении этот показатель выше - 98%.
«АиФ в ВС»: - Сейчас много говорят о том, что тёплое атлантическое течение Гольфстрим остановится уже в 2015 году, и тогда наступит ледниковый период в Европе, а в Сибири - глобальное потепление. Можно ли считать это заявление правдивым?
Л.П.: - Это всего лишь гипотезы. Если опираться на данные наблюдений за последние 100-120 лет, то видно: идёт процесс глобального потепления, причём с каждым годом ускоряющийся. Так, период с 1997 по 2011 годы был самым тёплым за всю историю наблюдения. При этом пик потепления пришёлся на 2011 год. По данным Всемирной метеорологической организации, в этот год была отмечена рекордная концентрация парниковых газов в атмосфере. Кроме того, зарегистрирована минимальная площадь и масса арктических льдов. Как будут развиваться климатические процессы далее, сказать сложно. Вполне возможно, что сейчас пик потепления, а следом придёт похолодание.
«Озоновая паника»
«АиФ в ВС»: - В конце 90-х каждый был убеждён - баллончики и холодильники опасны для защитного озонового слоя. Куда сейчас подевались озоновые дыры? Они затянулись?
Л.П.: - «Озоновая паника» - это всего лишь грандиозная маркетинговая кампания. Озоновые дыры никуда не делись. Они имеют тенденцию расти и уменьшаться. Это обычное природное явление. Естественно, человек в какой-то степени влияет на этот процесс, но всё же от фреона холодильника я не вижу никакой опасности.
«АиФ в ВС»:- Леонид Борисович, не заметили ли вы такой тенденции, что как только назревают мировые экономические проблемы, тут же начинают активно муссироваться темы природных катаклизмов?
Возникает ощущение, что это делается для отвода глаз народа от роста цен, безработицы и т.п.
Л.П.: - Я не вижу здесь прямой связи. Факт остаётся фактом: количество и интенсивность опасных природных явлений (аномальные морозы, ураган, паводки) возрастает с каждым годом. Так, если 20-30 лет назад в Иркутской области их регистрировалось 5-8 в год, то сейчас 25-30. И климатические катаклизмы, скорее всего, будут только нарастать.