Мальчик встретил пса на одной из центральных улиц города. Итог: рваная рана на лодыжке, курс уколов и психологическая травма. Ещё долго второклассник будет сторониться даже приветливых собак.
Парадокс, но, по словам сотрудников травмпункта № 1, который обслуживает Правобережный округ, центр Иркутска - по-настоящему «собачий»: из-за обилия частных домов четвероногих в районе развелось очень много.
Как говоритстаршая медсестра Елена Носко, за девять месяцев этого года только в их медучреждение по поводу укусов животных обратились 239 иркутян, большинство из которых пострадали от бездомных собак. При этом за весь прошлый год в медпункт обратились 327 «укушенных», 134 из них пережили несчастливую встречу именно с бродячими псами.
- Большинство историй, которые рассказывают наши пациенты, похожи друг на друга, - рассказывает Елена, - человек идёт мимо частных домов, из-за угла выскакивает собака и нападает. Четвероногие в нашем округе живут рядом с рынками, «кучкуются» вокруг частного сектора. Интересно, но случаи, когда на прохожего накидывается сразу стая, достаточно редки и, как правило, хорошо запоминаются. В центре людей кусают обычно собаки-одиночки.
История с продолжением
В областном центре бездомных собак начали отлавливать в 2008 году, и всё было вроде бы нормально, но этой весной система дала сбой: отлов иркутских дворняг «тормознула» сначала Федеральная антимонопольная служба региона, потом прокуратура. Из-за законодательных проволочек несколько месяцев животных никто не ловил. Однако городской администрации удалось договориться с областными ведомствами: в августе процесс запустили снова и до середины октября поймали уже 700 дворняг.
В пресс-службе иркутской мэрии рассказали, что власти города выделили из бюджета чуть более 6 миллионов рублей, на которые подрядчики должны до конца года изолировать 1,5 тысячи собак. Заявляя такую цифру, администрация исходила в первую очередь из финансовых возможностей: тратить больше на отлов животных, когда в городе остаётся множество других социальных проблем, нерационально. Важно, что и региональное правительство наконец-то обратило внимание на проблему, которая «покусала» уже многих. На одной из последних сессий первого созыва Законодательного Собрания тогдашний председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Юрий Фалейчик выступил с жаркой речью о том, что вопрос стал настолько серьёзным, что люди вынуждены ходить в городах с палками и отбиваться от агрессивных хвостатых.
Тогда руководители парламента ответили, что в области разрабатываются два законопроекта, которые будут способствовать решению проблемы. Первый из них прописывает порядок отлова животных на территории Приангарья, правила их содержания и механизм оказания ветеринарной помощи. Второй - передаёт часть областных полномочий в этой сфере на муниципальный уровень.
В пресс-службе Заксобрания пояснили, что оба законопроекты вынесены на рассмотрение комитета и могут быть рассмотрены уже на следующей сессии в ноябре.
Однако если власти снова отложат решение проблемы, жители региона сами могут взяться за урегулирование вопроса с помощью бит, оружия и яда. Примеры уже есть: не раз в Приангарье самосуд устраивали так называемые дог-хантеры.
Собаку не выпускать!
Пока пишутся законопроекты, собачий вопрос пытаются решить общественники. Председатель иркутского общества защиты животных Татьяна Вадиковская отметила, что их организация следит за выполнением муниципального контракта, смотрит за тем, чтобы животных в иркутских приютах содержали в нормальных условиях, кормили и раздавали жителям города. Однако несчастные собаки обретают новые дома очень медленно.
- Самое большое горе для нас во всей этой системе заключается в следующем: в городском положении о порядке отлова и содержания животных, которое принято Думой и дополнено поправками, предусмотрено создание сайта, на котором должны размещаться фотографии мордочек животных для того, чтобы четвероногие «расходились» по людям, - объясняет Татьяна Вадиковская. - Но сайт провис. Его просто нет. Псов раздают сами подрядчики, плюс мы предлагаем животных через социальные сети и знакомых, но этого не достаточно.
- Считаю, что 1,5 тысячи животных, которых администрация планирует отловить в этом году - слишком мало, - констатирует председатель общественной организации. - В феврале прошлого года мы сделали официальный срез по количеству уличных животных. В Иркутске и его окрестностях наши учётчики насчитали 2 тысячи бездомных собак, 2,2 тысячи безнадзорных псов, которые живут в гаражах, на стройках и складах и почти 3 тысячи «домашних» четвероногих «на свободном выгуле». Нужно учитывать и то, что одна собака может принести за год 16 - 20 щенков. Поэтому, чтобы решить проблему хотя бы за три года, нужно ловить не меньше трёх тысяч уличных собак в год.
Выход из сложившейся ситуации защитники животных видят и в массовой стерилизации и кастрации животных. Однако всё то же пресловутое положение о порядке отлова не обязывает подрядчиков делать это. Ещё один минус - из приюта дворняжку могут выпустить обратно в город, если она здорова, стерилизована и не проявляет агрессии к человеку.
Но выпускать псов обратно на улицы нежелательно - бродячих собак в городе быть не должно, их необходимо пристраивать, считает доктор биологических наук, профессор Сергей Пыжьянов.
- Есть мнение, что уличные собаки должны выполнять функцию хищников, которые в городе естественно отсутствуют, но я очень сомневаюсь, что они, к примеру, едят крыс, - поясняет учёный. - Достаточно сложно говорить однозначно, возможно дворняги могут играть роль городских «чистильщиков», подбирая пищевые остатки, которые выбрасываем мы. Но здесь нужен другой подход: цивилизованно перерабатывать мусор, а не разводить в городе бесхозных животных.