Примерное время чтения: 8 минут
1125

Под маской человека. Бизнес на бродячих животных привел к трагедии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. «АиФ в Восточной Сибири» 10/12/2014
Все, что осталось от помещения, в котором держали собак.
Все, что осталось от помещения, в котором держали собак. / Архив волонтерской организации «Земляне». / Из личного архива

«100 собачьих душ здесь в мучениях ушли на радугу, недолюбленных, недоласканных… простите нас, милые…» - такие слова можно прочесть на небольшом памятнике, который установили на территории сгоревшего помещения фермы зоозащитники. 30 ноября здесь внезапно вспыхнул пожар, который унес жизни сотни взрослых собак и щенков.

Случай вызвал небывалый резонанс в обществе: зоозащитники кричат о человеческой жестокости, их противники заявляют, что пора отстреливать уже не только бродячих животных, но и самих зоозащитников, за то, что они плодят излишнюю доброту и отстаивают интересы никому не нужных собак. Власть спохватилась, что пора бы взяться за проверку денег, которые выделяют из казны на отлов и содержание дворняг.

«АиФ» пытался разобраться, почему прививаемое обществу гуманное отношение к братьям меньшим в Приангарье вызывает столько проблем.

Останки животных волонтерам пришлось собирать и утилизировать самостоятельно. Фото: Из архива волонтерской организации
«Земляне»

Денег меньше - хитростей больше

Финансовая картина на будущий год довольно спорная. Похоже, что бюджет формировался до того, как областная ветеринария получила какую-то более-менее реальную цифру, отражающую количество бездомных животных.

Татьяна Вадиковская

- Ветеринария утвердила очень маленький бюджет на отлов собак в будущем году, - считает Татьяна Вадиковская, председатель Иркутского общества защиты животных. - Только сравните цифры: в 2014 на эти цели бюджет Иркутска предусматривал 9 млн 660тыс. руб., в 2015-м же цифра составит 2 млн 246. тыс. рублей. 4025 рублей на одну особь - это низкая цена, ещё в 2013 году шёл разговор о том, что норма на отлов и содержание -5500. Денег однозначно не хватало и в текущем году, страшно представить, что будет происходить после сокращения финансирования. Схема работы в 2013-2014 гг. была такой: муниципальное предприятие нанимает исполнителей, объёмы работ и финансирование между ними делят поровну. Я предполагаю, что из-за малого количества денег муниципальные предприятия в следующем году даже не пойдут на аукцион. Пойдут частники. А для коммерческого приюта всё-таки главная цель - получение прибыли. В отчёты не закладывают выгоду, ради которой работает любое коммерческое предприятие. Но понятно, что в убыток никто работать не хочет. Соответственно, ценник нужно как-то обыграть: у кто-то есть договорённость по поставкам продуктов или препаратов, кто-то может удешевить ветеринарные услуги, кто-то активно привлекает волонтёров, чтобы сократить трудозатраты. Так делает хороший приют, плохой идёт по другому пути: пытается трёх собак выдать за 300. Кстати, не исключено, что компания, у которой как раз и забрали сгоревших собак, пойдёт на аукцион и в следующем году, потому что никаких механизмов «недопущения» нет. Чтобы не допустить к аукциону, нужно признать конкретное юридическое лицо недобросовестным поставщиком услуги. А кто может гарантировать, что недобросовестная персона просто не поменяет в следующем году юрлицо?

За несколько дней до пожара волонтеры начали распространять по соцсетям информацию о бесчеловечном содержании животных в приюте. Фото: Скриншот сайта vk.com

Система «коробочников»

Гоняясь за собаками по улице, власть решает только тактическую проблему. Её цель - снять социальную напряжённость, успокоить граждан. А вот стратегическую задачу - уменьшить количество бродячих четвероногих - решить пока невозможно. Отлов их давно превратился в настоящий бизнес: между приютом и городом происходит бесполезная ротация собак, причём, если деньги приют каждый год получает новые, то собаки могут ходить по кругу одни и те же.

- Любой приют сейчас - эта та же коробка, с которой женщина на рынке стоит и раздаёт щенков и котят, только большая. Успели разобрать за день - хорошо, не успели - значит выкинут. По правилам, прежде чем выпустить собаку после шести месяцев содержания на улицу, её нужно стерилизовать - кастрировать. Но, во-первых, не факт, что всем им действительно сделают эту операцию, во-вторых, это никак не повлияет на численность бездомных животных - безответственные жители «подарят» улице новых питомцев, - говорит эксперт. - В 2014 году в Иркутске отловили 2400 животных, сейчас отлов уже закрылся, а звонки от жителей продолжают поступать в огромных количествах. Представьте, что будет твориться в следующем году! В планах на бумажке - только 558 особей. Если аукцион выиграет сильный подрядчик, он выполнит этот заказ за пару месяцев, а дальше что?

Татьяна Вадиковская уверена, что переломить сложившуюся схему можно только одним способом: внести изменения на законодательном уровне (уже несколько лет в России не могут принять основополагающий закон об ответственном отношении к животным. - Прим. ред.) и создать единую базу данных животных - как домашних, так и бездомных. Недавно иркутские чиновники уже поднимали вопрос о необходимости чипировать животных - это лишит приюты возможности «мухлевать». Сейчас один подрядчик может работать сразу по нескольким заказам, поэтому проверить, попало животное в приют из Иркутска или его привезли из другого города, -возможности нет. Чипирование сделает этот рынок прозрачным.

Мнение власти:

Роман Габов, заместитель председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве:

Роман Габов

- Пожар на ферме в Иркутском районе, где сгорело около ста собак, изъятых волонтёрами из приюта «Сталкер», произошёл неспроста. Его причины кроются в деятельности самого учреждения. Трагедия произошла через несколько дней после совещания, на котором подняли вопрос о контроле за расходованием средств на содержание животных в приютах, выигравших муниципальный аукцион. Кроме того, к «Сталкеру» было много претензий по учёту собак. Учреждение получило деньги на определённое количество животных, но на выходе было совсем другое число. Руководство приюта объясняет это падежом животных, однако документы, подтверждающие их слова, отсутствуют. В причинах пожара сейчас разбираются правоохранительные органы и рабочая группа, созданная при ЗС.

Комментарий:

Борис Балыбердин, руководитель областной ветслужбы:

Борис Балыбердин

Сегодня отлов ведут в 16 муниципальных образованиях. В этом году предусмотрено отловить 8 тыс. животных, за 9 месяцев отловили 5716. С 2015 года ловить и содержать безнадзорных животных будут во всех МО. Сейчас на этих территориях зафиксировано около 13 тысяч бродячих кошек и собак. В следующем году в планах у области - 7600 животных, на это предусмотрено 30 млн 594 тыс. рублей. Цифры уменьшатся, но следует учитывать тот факт, что отлову подлежат лишь агрессивные и больные собаки и кошки - те, которые несут угрозу человеку.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах