Почему армия «лучших друзей человека» продолжает скитаться по улицам, кусая прохожих и пугая детей, читателям «АиФ» рассказала председатель Иркутского общества защиты животных Татьяна Вадиковская.
Тактика вместо стратегии
Как считает специалист, система отлова, которая существует в России, это всего-навсего тактическая мера борьбы, которая не может принести выдающихся результатов. В Иркутской области официально действует следующая схема: определённые организации выполняют муниципальный заказ по отлову безнадзорных животных, забирают с улицы собак и кошек, затем их на полгода помещают в приют, и если за это время четвероногому бродяге не находят нового владельца, его стерилизуют и отпускают в обычную среду обитания.
Татьяна Владиковская |
- На самом деле, несмотря на установку раздать максимальное количество животных из приюта, такая практика очень сильно страдает, - говорит Татьяна Владимировна. - Животных хорошо разбирают только в раскрученных базах, а вот в отдалённых дело идёт туже - не все могут туда приехать. К тому же, любому коммерческому приюту финансово выгодна бесконечная ротация между городом и приютом: забрали, подержали, выпустили. Доходит до того, что бездомного бобика уже узнают «в морду». Часто собак выпускают и без стерилизации, потому что выделенных денег на эту процедуру не хватает. Мы реагируем на вызовы не потому, что это действительно разрешает проблему бродячих животных, а просто, чтобы успокоить бабу Любу, которая испугалась собаки во дворе. Это точечное, сиюминутное воздействие, а необходимо разработать стратегию на несколько лет, которая будет заключаться не в том, чтобы снять чью-то жалобу, а чтобы сократить популяцию.
Карина Евдокименко, «АиФ-Иркутск»: - Каким образом это можно сделать?
Татьяна Владиковская: - Нужна обязательная стерилизация. И не только безнадзорных животных, но и тех, что живут с хозяевами. У нас 80% домашних животных находится на так называемом «самовыгуле», и штрафов никаких за это не предусмотрено. А на одного «самостоятельно» гуляющего кобеля по статистике приходится 2,5 суки. В таких условиях вопрос стерилизации стоит особенно остро. К сожалению, решение этой проблемы зависло на федеральном уровне. Законопроект «Об ответственном отношении к животным», который успешно прошёл первое чтение, заброшен. И пока федеральное законодательство буксует, мы не можем принимать более подробные документы «на местах», а, значит, армия бродячих животных будет пополняться. Федеральный закон должен предусматривать официальное чипирование питомцев, с помощью которого можно установить личность владельца, если животное потеряется. Такую идентификацию необходимо привязать к системе штрафов. А следить за нарушениями конкретно в этой сфере должен специальный отдел полиции. Сейчас внимание полицейских привлекают только живодёрские выходки, обычные же случаи пренебрежения остаются в стороне.
Население действует по-своему
- В таких случаях собака - это всего-навсего лёгкая добыча. Скорее всего, человеку когда-то нанесли психологическую травму, за которую он до сих пор не может отомстить, и через убийство животного данный гражданин решает свою внутреннюю проблему. Свои поступки догхантер склонен объяснять благородными мотивами. Но мотив внутренний, к сожалению, не всегда красив.
- А что можно сказать о мотивах волонтёров? Я просматривала странички приютов в соцсети, и у меня сложилось впечатление, что они выполняют львиную долю работы с бездомными животными.
- Как сказал Махатма Ганди, величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как эта нация относится к животным. В волонтёры приходят люди, которые почувствовали какую-то личную заинтересованность, потребность созидать и желание заботиться не только о себе и своих близких, но и об окружающем мире. У нас очень пестрый разновозрастной состав добровольцев: школьники, студенты, работающие люди, пенсионеры. Часто на подмогу приходят семьями, им интересно дружно выполнять работу и таким образом воспитывать в себе бережное отношение к миру. Я думаю, добровольческие начала нужно активно стимулировать в России.
- Сердобольные старушки часто подкармливают дворовых любимцев. Понятно, собакам такой «лёгкий» обед приходится по душе, но не может ли это породить войну среди жителей?
- Прикармливание - это стратегически плохая затея. У нас есть масса волонтёров-бабушек, с которыми я борюсь. Потому что, во-первых, во дворе волшебным образом появляется будочка, которая располагается в каком-нибудь неположенном месте, а, во-вторых - из одной прикормленной собаки постепенно возникает стая. Кто-то, конечно, начинает возмущаться, кто-то получает укус, а кто-то уже готов «навести порядок» во дворе решительными мерами. В общем, бабушка, сама того не подозревая, создаёт только больше проблем.
- Как вы думаете, наше общество вообще готово к воспитанию домашних животных? Как показывает жизнь, люди часто заводят питомцев, даже не задумываясь, сколько нужно потратить времени, чтобы вырастить из них послушных и умных друзей. Может быть, стоит отдавать животных только в руки подготовленных людей?
- Огромное количество животных оказывается на улице только потому, что их хозяева не в состоянии с ними справиться. Я считаю, что нужно создавать как можно больше курсов по правильному обращению с животными, особенно для владельцев бойцовских собак. И обязательно в государстве должна вестись пропаганда такого обучения: посетить тренинг не просто полезное занятие, но ещё модное и престижное. Часто забота хозяев носит чисто декоративный характер: одеть животное, подарить ему красивое украшение. Но ведь это не кукла, это создание, которому присущи инстинкты и которое будет совершать дикие поступки, если его не контролировать и не адаптировать к семье. Я считаю, что перед тем как завести щенка или котёнка, нужно тысячу раз подумать: а справлюсь ли я. Ведь даже самые безобидные, на первый взгляд, породы, могут доставить кучу неприятностей. К сожалению, у нас нет никаких ограничений на реализацию животных. Казалось бы, питомники, которые продают породистых щенков, могли бы немного строже относиться к своим покупателям. Но для заводчиков - это в первую очередь коммерция, способ извлечь прибыль, и нравственное благополучие питомца и его хозяев уходит для них на второй план.