На церемонии начала строительства вице-президент АК «Транснефть» Юрий Лисин напомнил, что проект рассматривался 20 лет назад, «потому что запасы нефти, которые будут подаваться в этот нефтепровод, были разведаны ещё при СССР».
Трасса нефтепроводной магистрали пройдёт по территории Эвенкийского, Богучанского, Нижнеингашского районов Красноярского края и Тайшетского района Иркутской области. Реализация проекта сделает возможной транспортировку нефти с Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений Эвенкийского района. До конца 2016 года строителям предстоит проложить более 700 километров линейной части, возвести нефтеперекачивающие станции, построить резервуарный парк, способный вместить 160 тысяч кубометров нефти. Проектная мощность нефтепровода Куюмба - Тайшет - 15 миллионов тонн нефти в год.
Через три года нефть с месторождений Красноярского края придёт в Тайшет. Строителей сменят эксплуатационники «Востокнефтепровода». Куюмба - Тайшет станет ещё одним источником наполнения углеводородным сырьём нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, введённого в эксплуатацию в 2010 году.
Неслучайная слава
Еще десятилетие назад упоминание Тайшета в информационных сообщениях страны было скорее исключением, чем правилом. Ровно до того момента, пока город не был определён в качестве начальной точки нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. В 2006 году началось строительство ВСТО, в декабре 2008 года в эксплуатацию приняли один из главных производственных объектов - головную нефтеперекачивающую станцию «Тайшет».
- В период запуска работали практически круглосуточно, - вспоминает Виктор Голято, - начальник ГНПС-1. Станция головная, главная. Её запуск гарантировал нам успех ввода всех остальных станций ВСТО, принимаемых в эксплуатацию практически одна за другой. Вспоминает Виктор Анатольевич и тот первый коллектив, который запускал ГНПС «Тайшет» в строй.
- Из всего рабочего состава 50% инженеров оказались приезжими специалистами: в Тайшете персонала с таким уровнем подготовки на тот момент не было. Как только станцию ввели, начали обучать коллектив.
Из двухсот десяти человек, работающих сегодня на ГНПС-1, сто девяносто живут в городе и районе. И, по словам начальника станции, такое соотношение для производства - огромный плюс.
- Местные кадры, приходящие к нам, очень мотивированы: заинтересованы в сохранении рабочего места, в профессиональном росте. И многие работают так, что становятся примером для собственных детей. Ребята получают профильное образование и тоже приходят в систему нефтепроводного транспорта.
Стоящие у истоков
Если история ГНПС насчитывает пока только пять лет, НПС «Тайшет», расположенная в одноимённом райцентре, в этом году отметила 45-летие. Она была в структуре «Транссибнефтепровода», входившего в состав «Главтранснефти» - так в советское время называлась АК «Транснефть». В Иркутской области «Тайшет» была начальной точкой приёма нефти с месторождений Западной Сибири по нефтепроводам Омск - Иркутск, Красноярск - Иркутск. Сырьё прокачивалось через нефтеперекачивающие станции «Замзор», «Нижнеудинск», Тулун», «Кимельтей» на Ангарский участок налива нефти, где отгружалось в цистерны и шло потребителям по железной дороге. Точно так же эта система работает и сейчас. Станция не включена в ВСТО, однако сыграла в истории строительства магистрального нефтепровода особую роль. На площадках НПС размещались трубы для строительства линейной части.
- Вспоминаю, как выходили всем коллективом 1 января 2006 года для разгрузки - говорит Алексей Николаевич Самоловов, начальник НПС «Тайшет». - Тогда за один день разгрузили 80 вагонов с трубой, считайте - эшелон.
Когда началось заполнение первых участков нефтепровода ВСТО и вводилась в строй головная станция «Тайшет», опытная «Тайшет» была на подмоге: специалисты участвовали в гидроиспытаниях и в пуско-наладке.
Теперь обе станции - самые желанные места трудоустройства для жителей всего райцентра.
Перемены к лучшему
Тайшет - город небольшой, общая с районом численность населения - 77 тысяч человек. Некогда провинциальный - он стал начальной точкой БАМа, а уже позже вместе с железнодорожной магистралью века стал приходить в упадок.
- Не поверите, впервые за долгие годы, мы можем говорить о том, что у нас не только отток населения, а - напротив, - признаётся глава Тайшетского района Виталий Кириченко. - Раньше из Тайшета ежегодно уезжало от пятисот до тысячи человек, сейчас же не редкость звонки из других регионов страны с вопросами, как можно переехать в город на постоянное место жительства. Люди интересуются в том числе и трудоустройством на нефтеперекачивающие станции.
Когда-то о таком здесь и помыслить не могли. Не всякий был готов выбрать сибирский город местом постоянного жительства. Алексей Николаевич Самоловов в 1992 году перешёл работать на «Тайшет» из Красноярского районного нефтепроводного управления и с тех пор считает себя местным жителем.
- «Тайшет» - неотъемлемая часть не только моей жизни, но и жизни моей супруги: она проработала в системе нефтепроводного транспорта 38 лет. Берут с нас пример дети и внуки. Все получают профильное образование и идут работать на предприятия системы АК «Транснефть», в чём, поверьте, есть смысл. Они с детства знают, какой это труд: нет ответственности наполовину, неприемлемо перекладывание задач на завтра.
Так же считает и Виктор Голято. В числе местных жителей он сравнительно недолго. В 2007 году решил попробовать себя на ВСТО - начать, как говорится, с нуля. Ушёл с должности мастера научно-производственной компании «Иркут», переучился по направлению от «Востокнефтепровода» на оператора станции. В 2009 году профессиональный азарт помог ему дорасти до начальника участка обслуживания механо-технологического оборудования, потом до заместителя начальника. В ноябре прошлого года он принял на себя управление головной станцией ВСТО.
Соединение нефтепровода Куюмба - Тайшет с ВСТО именно в нашем городе - новый фактор развития для всей территории, считает районный глава.
Несмотря на то, что новая магистраль и сопутствующая ей инфраструктура будут введены в эксплуатацию только в 2016 году, положительный экономический эффект районный центр почувствует уже в ближайшей перспективе.
Регистрация подрядных организаций в налоговой зоне города и района обеспечивает неплохое пополнение бюджета, тайшетские организации: дорожные, предприятия лесного комплекса, общепита получают право на вспомогательные работы. Важно то, что новое развитие затронет северную территорию района. Связь, транспортное сообщение между удалёнными посёлками - это лишь малая часть тех перемен, которые впереди.
Новые приёмо-сдаточные пункты для нефти, которые появятся на обеих существующих нефтеперекачивающих станциях, - это новые рабочие места с высокой культурой производства.
- НПС, уже действующие на территории Тайшета, - пример того, как должно быть организовано производство. Безупречная чистота, во всём чувствуется хозяйский подход. Дороги к станциям проложены отличные. Но самое главное - то, что там работают наши местные молодые ребята. Все они прошли переподготовку в специализированных учреждениях за счёт «Востокнефтепровода». Нуждавшиеся в жилье получили квартиры в новом доме, построенном для сотрудников предприятия. Отдельная строка - благотворительная помощь. «Востокнефтепровод» помогает больницам, детским садам, школам. Сейчас у нас, например, идёт ремонт в специализированной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, ведётся реконструкция детского сада «Сказка». Только в этом году мы получили от дочернего предприятия «Транснефти» более 2,5 миллиона рублей.
Самая же главная перемена, которая, по словам Виталия Кириченко, уже произошла, - это смена профессиональных ориентиров. Молодёжь после школы идёт учиться не только на юристов, экономистов и бухгалтеров. Сегодняшние выпускники взяли новый курс - на нефтетранспорт. А молодых, как известно, не проведёшь. Они чувствуют, за какими профессиями будущее.